Если не вглядываться в лица, то можно подумать, что находишься в американском мегаполисе. Дома в 50–100 этажей, зазывающие витрины мировых брендов, кофейни Starbucks на каждом шагу… Да и английский язык в Гонконге не редкость: 155 лет жизни под британским флагом дают себя знать. Специальный административный район КНР перестал быть колонией Великобритании относительно недавно — в 1997 году. Сравнения с китайцами гонконгцы воспринимают болезненно и считают, что между ними мало общего. За исключением древних практик.
— Вы видели бухту Виктория, самую красивую в мире? — интересуется администратор отеля. Этот вопрос мне уже задавали официант и продавщица на рынке. — И еще побывайте на пике Виктория!
Не только название и всеобщая любовь роднят две главные достопримечательности Гонконга, но и традиционное китайское учение фэншуй (дословно «ветер и вода»), которое помогает обустроить жизненное пространство так, чтобы, находясь в нем, пребывать в гармонии с окружающим миром. Фэншуй утверждает, что нашу землю пронизывают извилистые каналы-сосуды, по которым течет энергия (ци). Ветер приводит ее в движение, а вода сохраняет.
Энергия стекается в Гонконг с материкового Китая по горным цепям. Бухта Виктория собирает ее, а одноименный пик не дает ускользнуть в океан, создавая естественную преграду. Поэтому многие последователи учения называют Гонконг столицей фэншуй, а пик Виктория — головой дракона, повернутой в сторону предков, то есть к Китаю.
Если подняться на эту «голову», то с высоты 552 метров откроется вид, подавляющий и завораживающий одновременно. Цепь из стеклянных высоток очерчивает береговую линию бухты Виктория, которая разделяет Гонконг на материковую и островную части: полуостров Цзюлун и 263 острова. Один из них тоже называется Гонконг, здесь и находится смотровая площадка.
Из 7600 небоскребов выделяется 484-метровое здание Международного коммерческого центра — высочайшее в Гонконге. Оно стоит особняком на оконечности полуострова Цзюлун.
Его «отзеркаливает» меньший, 412-метровый, брат — Международный финансовый центр, высящийся по эту сторону гавани. К юго-востоку от него торчит остроконечная башня Банка Китая, напоминающая футуристический кухонный секач, рукоятка которого нацелена в небо.
По задумке архитектора Бэй Юймина, эта башня должна была олицетворять бамбук — символ стремительного роста и достатка. Но сторонники фэншуй узрели в острых углах угрозу для потока живительной ци.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2015