Конь обошелся им в 2500 рублей, по тогдашним ценам на скаковых лошадей относительно недорого: по одной версии — из-за возраста, по другой — по причине дикого нрава.
Сделку осуществлял Орест Веймар, известный столичный врач-ортопед, которому покровительствовала жена наследника престола Мария Федоровна. Тогда этого уважаемого человека не подозревали в связях с революционерами, а между тем именно он сидел в пролетке, в которой сбежал от тюремщиков князь-анархист.
После этого народники не раз устраивали побеги арестованных товарищей с помощью Варвара. Когда 4 августа 1878 года Сергей Кравчинский, революционер и возможный прототип Овода из романа Этель Войнич, средь бела дня заколол кинжалом шефа жандармов Николая Мезенцова, убийца и его сообщник скрылись от погони в экипаже, запряженном все тем же Варваром. Кравчинского так и не поймали.
Варвар сыграл роковую роль в судьбе доктора Веймара, вместе с револьвером, который врач приобрел для друга-народника и из которого Александр Соловьев в 1879 году стрелял в царя Александра II.
И конь, и револьвер считались общей собственностью народников, воспользоваться ими мог кто угодно, но жандармы вышли на след покупателя, и Веймар оказался чуть ли не главным фигурантом обоих дел.
Врача приговорили к каторге и сослали в Сибирь, где он скончался несколько лет спустя от чахотки, которой заболел в тюрьме.
Конфискованного Варвара определили на службу в полицию. 1 марта 1881 года на нем увезли умирать в Зимний дворец раненного террористами Александра II (на гравюре вверху).
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2015, частично обновлен в августе 2022