Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Окно в Африку: 7 деталей картины Питера Пауэла Рубенса «Охота на гиппопотама и крокодила»

Рубенс считался художником для королей, его картины стоили дорого и пользовались спросом. Венценосных особ не интересовало, что живописец никогда не видел экзотических зверей в естественных условиях

Обсудить

У Рубенса было много заказов, и клиенты прощали ему то, что скорости ради вместе с мэтром над картинами, как правило, работали ученики. Баварский герцог Максимилиан заказал художнику четыре полотна на тему охоты. «Охота на гиппопотама и крокодила» — одно из них, и самое необычное.

Окно в Африку: 7 деталей картины Питера Пауэла Рубенса «Охота на гиппопотама и крокодила»
Питер Пауэл Рубенс «Охота на гиппопотама и крокодила»
Источник:

Wikimedia Commons

И Рубенс, и его заказчики, люди эпохи барокко, любили броскую экзотику. Правда, в Азии и Африке художник не бывал и иноземных животных мог наблюдать разве что в частных зверинцах или, в случае бегемота и крокодила, в виде чучел. В отличие от собратьев по ремеслу, осторожно изображавших диковинных зверей в статичных позах, Рубенс первым из европейских художников реалистично написал их в динамике, в яростных схватках с людьми, хотя никогда не видел этих животных в природе. По мнению искусствоведа Татьяны Каптеревой, Рубенс, разрабатывая тему охоты, создал новый жанр фламандской живописи, сразу ставший очень популярным.

«Охота на тигров». Музей изящных искусств, Ренн

«Охота на кабана». Музей изящных искусств, Марсель

«Охота на львов». Копия четвертой картины цикла, написанная в 1621 году, оригинал погиб при пожаре в Бордо в 1870-м. Старая пинакотека, Мюнхен

1 из 3

«Охота на тигров». Музей изящных искусств, Ренн

Источник:
Wikimedia Commons

В ходе Наполеоновских войн все четыре картины были увезены в Париж, и только «Охота на гиппопотама» в 1815 году вернулась в Баварию. В наши дни она находится в Старой пинакотеке в Мюнхене.

Окно в Африку: 7 деталей картины Питера Пауэла Рубенса «Охота на гиппопотама и крокодила»
Источник:

Wikimedia Commons

1. Гиппопотам. Со времен Древнего Рима этот зверь снова попал в Европу живьем только в конце XVII века. Рубенс мог делать наброски с чучел гиппопотама. Одно из них хранилось во дворце герцога мантуанского Винченцо I Гонзага — покровителя художника. Этот «артефакт» династия Гонзага «унаследовала» вместе с собранием других диковин от свергнутых ими предыдущих хозяев Мантуи — Бонакольси.

Новые владельцы коллекции усадили верхом на чучело набальзамированный труп последнего из врагов и в таком виде хранили во дворце с XIV века. Другое чучело бегемота, которое мог видеть и зарисовывать Рубенс, выставлялось на обозрение публики в 1601 году в Риме. На картине Рубенса гиппопотам явно меньше реальных размеров (вес взрослых особей — 2,5–4 тонны). Тем не менее это, похоже, первое реалистичное изображение бегемота в западноевропейской живописи.

2. Крокодил. Чучела этих животных художник видел в той же коллекции диковин мантуанского герцога и в разных городах Европы. В те времена чучелу крокодила приписывали способность отвращать зло, их вешали под потолок даже в церквях. На полотне Рубенса — представитель вида Crocodylus niloticus (крокодил нильский).

3. Схватка. На картине сразу два противостояния: не только охотников с дикими зверями, но и животных между собой. Гиппопотама и крокодила изображали враждующими еще в Античности, а в XVI–XVII веках этот сюжет растиражировали натуралисты.

Окно в Африку: 7 деталей картины Питера Пауэла Рубенса «Охота на гиппопотама и крокодила»
Источник:

Wikimedia Commons

Окно в Африку: 7 деталей картины Питера Пауэла Рубенса «Охота на гиппопотама и крокодила»
Источник:

Wikimedia Commons

4. Река. Это Нил, с которым у Рубенса ассоциировались крокодил и гиппопотам.

5. Охота. С эпохи Древнего Египта и до Нового времени на гиппопотама охотились с помощью гарпунов, как правило, с лодки. Художник, плохо представлявший себе нильские болотистые заросли, изобразил самый эффектный и привычный вид охоты — конную, с участием гончих, с копьем, дротиком, мечом и луком (в начале XVII века их даже в Европе еще не вытеснили ружья).

Окно в Африку: 7 деталей картины Питера Пауэла Рубенса «Охота на гиппопотама и крокодила»
Источник:

Wikimedia Commons

Окно в Африку: 7 деталей картины Питера Пауэла Рубенса «Охота на гиппопотама и крокодила»
Источник:

Wikimedia Commons

6. Одежда. Костюм арабов, жителей Египта, находящегося под властью Османской империи, показан у Рубенса довольно условно. Едва прикрывающие тело одежды двух героев напоминают, скорее, древнегреческие эксомиды, а третьему к его отороченному мехом богатому турецкому кафтану с застежками явно не хватает шаровар.

7. Пальмы. В европейском искусстве это растение — символ победы: в Древнем Риме пальмовыми венками награждали гладиаторов-победителей, а ветви использовали в триумфальных церемониях, так что, вероятно, исход кровавой охоты на картине Рубенса предопределен в пользу людей.

ХУДОЖНИК
Питер Пауэл Рубенс

Окно в Африку: 7 деталей картины Питера Пауэла Рубенса «Охота на гиппопотама и крокодила»

Автопортрет Рубенса. Около 1630 года

Источник:

Wikimedia Commons

1577 — Родился в немецком городе Зигене в семье юриста.
1590–1598 — Учился живописи поочередно у трех именитых художников Антверпена.
1600 — Уехал в Италию, поступил на службу к мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзага.
1609 — Назначен придворным художником эрцгерцога Альбрехта VII, правителя Нидерландов.
1616–1618 — Написал для баварского курфюрста цикл на тему охоты.
1623–1630 — В Тридцатилетнюю войну был посредником в переговорах о мире между Англией и Испанией.
1640 — Умер от разрыва сердца. Похоронен в фамильном склепе семьи его жены Елены Фаурмент при церкви Святого Иакова в Антверпене. За всю жизнь художник создал около 1300 картин, не считая гравюр, эскизов и рисунков.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2015, частично обновлен в октябре 2023

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения