В конце XIX века зоологи мало знали о муравьедах, поэтому «Вокруг света» описывал зверя примерно так: «У него нет и помину о зубах, язык в виде круглого червя и полное отсутствие ума. «С тех пор наука нашла у муравьеда сообразительность и характер.
1898, № 45
Семейство муравьедов состоит из трех резко разграниченных между собой родов: земляных свиней, собственно муравьедов и Cyclothurus didactylus (карликовый муравьед, который ныне выделяется в отдельное семейство. — Прим. Vokrugsveta.ru). Все эти животные наделены косматым туловищем, которое покоится на низких и сильных ногах, вооруженных широкими когтями, необыкновенно пригодными для раскапывания земли.
Особенно интересна вытянутая конусообразная морда муравьедов. У земляных свиней рот еще довольно велик, но беден зубами. У настоящего муравьеда, изображенного на нашей гравюре, нет и помину о зубах, да и где бы им быть, если рот у этого животного почти отсутствует. О нем напоминает лишь небольшое отверстие в конце морды, оставленное для прохода языка, который своим видом напоминает круглого червя.
Большинство видов этого семейства живут в подземных норах и раскапывают землю с таким искусством и с такой быстротой, что в самое короткое время могут прорыть новый ход для набега на муравьиное гнездо или спасения собственной шкуры в случае опасности… Чувствуя потребность в пище, муравьед деятельно принимается за работу и своими страшными когтями быстро раскапывает гнездо муравьев или термитов. Эти маленькие насекомые приходят в негодование от такой бесцеремонности и готовятся отомстить разорителю их родного гнезда.
Муравьед нисколько не боится этих воинственных насекомых и даже как бы в насмешку показывает им свой язык. «Нет, — говорят себе муравьи, — подобная дерзость превосходит всякое терпение». И несколько сотен храбрых воинов мгновенно впиваются в этот длинный и липкий язык, так что он делается совершенно черным от покрывающих его насекомых. Но — о ужас — дерзкий язык муравьеда этим нисколько не смущается, и животное, втягивая его обратно, спокойно проглатывает приставших к языку муравьев.
У этих животных лучше всего развиты обоняние и слух, а остальные чувства так слабы, что нельзя удивляться тупоумию муравьедов.
Голландские колонисты, впервые поселившиеся на мысе Доброй Надежды, назвали встречающегося там муравьеда земляной свиньей, ибо мясо его своим вкусом напоминает окорок дикого кабана.
Настоящие муравьеды особенно часто встречаются в Парагвае. Здесь их называют юруми, то есть «маленький рот». Юруми обычно движется тяжелым медленным шагом. При наступлении опасности он пробует пускаться галопом, но эти попытки малоуспешны. Ему не удается убежать даже от человека, идущего шагом. Доведенный до крайности, муравьед садится на задние лапы, а передние протягивает перед собой для нежных объятий с неприятелем, которому в таких случаях лучше ретироваться.
СЕГОДНЯ
Не тупой, а независимый
За век с лишним представления зоологов о муравьедах изменились не сильно, но все же текст XIX века требует некоторого комментария. Как окончательно установлено в последние десятилетия, сходство муравьедов с земляной свиньей (африканским трубкозубом) отражает не родство, а эволюционную конвергенцию: специализируясь в поедании муравьев и термитов, муравьеды и трубкозубы независимо пришли к одним и тем же «решениям».
Образ жизни гигантского муравьеда описан в целом верно, за исключением двух моментов. Во-первых, он не роет нор — только широкие мелкие ямы-лежанки в местах отдыха.
Во-вторых, упоминание о «тупоумии муравьедов» не более чем дань старым представлениям: об «уме» животных долгое время судили по их способности повиноваться человеку. Муравьед, будучи животным одиночным, плохо поддается дрессировке (хотя в репертуаре знаменитого циркового артиста конца XIX — начала ХХ века Владимира Дурова был номер с муравьедом). Но при этом зверь довольно сообразителен и обладает индивидуальным характером.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2015, частично обновлен в марте 2024