«Ти шайтан турецкий, проклятого чорта брат и товарищ и самого люциперя секретарь…» А дальше все нецензурнее и нецензурнее… Этот «шедевр» военно-полевой дипломатии запорожских казаков прочли как-то вечером в 1878 году в усадьбе мецената Саввы Мамонтова под дружный хохот хозяев и гостей. Смеялся и Илья Репин. Художник слышал послание не впервые; как сообщал он в одном из писем, «в Малороссии у каждого пономаря есть список этого апокрифа».
Картина «Запорожцы» Холст, масло. 203 х 358
Годы создания: 1878–1891
Ныне хранится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург)
По преданию, султан Мехмед IV послал запорожцам письмо с приказом прекратить набеги. Те тут же сочинили глумливый ответ. Однако историки не считают переписку реальным историческим событием. Этот антитурецкий памфлет распространялся на русских и украинских землях в годы конфликтов с османами.
В 1878 году закончилась Русско-турецкая война, разгоревшаяся из-за притеснений в Османской империи славянских народов. На фоне воодушевления победой сюжет о лихой отповеди султану вдохновил Репина на масштабное полотно.
1. Писарь. Украинский историк Дмитрий Яворницкий (до 1917 года его фамилию писали как Эварницкий) стал не только главным консультантом Репина по запорожскому казачеству, но и моделью для персонажа. Ученый, не любивший публичности, еле согласился позировать, да еще и продрог по дороге в мастерскую, и оттого был мрачен. Репин развеселил друга, вручив ему журнал с карикатурами.
2. Иван Серко. Именем этого кошевого атамана подписаны некоторые варианты послания. Репин рисовал Серко с генерала Михаила Драгомирова, командующего Киевским военным округом, он был героем Русско-турецкой войны 1877–1878 годов и популярным в войсках остроумцем. Рассказывали, что Драгомиров однажды забыл вовремя поздравить царя Александра III с именинами и, спохватившись через пару дней, дал телеграмму: «Третий день пьем здоровье Вашего Величества».
3. Тарас Бульба. «Недаром про них Гоголь писал, все правда!» — отзывался Репин о запорожцах. Повести Гоголя стали для художника источником вдохновения, отсюда литературные персонажи на картине. Бульбу Репин писал с двух знакомых, у которых были казацкие корни. Ему позировали журналист Владимир Гиляровский, автор книги «Москва и москвичи», и профессор Петербургской консерватории Александр Рубец.
4. Андрий. Младший сын гоголевского Тараса Бульбы. Репину позировал внучатый племянник композитора Михаила Глинки.
5. Остап. Литературный прототип воина — старший сын Тараса Бульбы. Репин писал его с одесского художника Николая Кузнецова — известного силача, который впоследствии получил серьезную травму, решив по обыкновению удивить знакомых поднятием тяжестей.
6. Вакула. Кузнецу из повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», по свидетельству дочери Репина Веры, тоже нашлось место на картине. Позировал художник польского происхождения Ян Ционглинский.
7. Войсковой судья. Модель — украинский помещик Василий Тарновский. Он был меценатом, краеведом и собирателем малороссийских древностей. В его имении Качановке Репин провел год, зарисовывая для картины предметы казацкого быта.
8. Картежник. Этот казак — банкомет; он раздет по пояс, чтобы не было соблазна припрятать карты и сжульничать.
9. Илья Голота. В середине XVII века Голота был одним из лидеров украинцев и белорусов, восставших против власти Речи Посполитой. Репин написал Голоту с кучера Никишки, служившего у Тарновского.
10. Лысый казак. «Нужны века, чтоб создать такой затылок!» — восхищался Репин, но обер-гофмейстер императорского двора Георгий Алексеев не позволил делать наброски со своей лысины. Тогда Яворницкий отвлек Алексеева, страстного нумизмата, показав богатую коллекцию монет, а Репин стремительно сделал зарисовки. По словам искусствоведа Ольги Лясковской, «выпуклый, запрокинутый по направлению к зрителю затылок разрушает плоскость [мысленную], в которую заключена картина», появляется ощущение сопричастности происходящему на полотне.
ХУДОЖНИК
Илья Репин
1844 — Родился в семье военного поселенца под Чугуевом в Харьковской губернии.
1854–1857 — Учился в школе военных топографов в Чугуеве, брал уроки у местных иконописцев.
1864–1871 — Учился в Академии художеств в Петербурге.
1870–1873 — Работал над «Бурлаками на Волге».
1872 — Женился на Вере Шевцовой. В браке родилось четверо детей.
1878 — Вступил в Товарищество передвижных художественных выставок.
1885 — Создал картину «Иван Грозный и сын его Иван».
1887 — Развелся с женой Верой.
1892–1893 — Написал второй вариант «Запорожцев», сейчас хранящийся в Харьковском художественном музее.
1887 — Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты», и съехался с суфражисткой Наталией Нордман.
1930 — Умер в своей усадьбе.
Фото: В© INTERFOTO /Alamy, Fine Art Images / Legion-Media
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2015, частично обновлен в августе 2023