Муж — хозяин и глава семьи. Жена — служанка и без права голоса. Такой подход — наследие предков, скрепы… Впрочем, более века назад «Вокруг света» уже находил племена с иными традиционными ценностями.
1903, № 33
Остров Формоза, по-китайски Тайвань, находится к юго-востоку от Китая. Само название острова («формоза» значит «прекрасный, чудесный») показывает, как он хорош. Название острову дали португальские мореходы, не знавшие, как лучше выразить восторг от этого тропического уголка. Он действительно мог бы оказаться раем, а его обитатели должны бы отличаться кротостью. На самом же деле жители Формозы отличаются свирепостью. Например, одно из древних малайских племен мучило взятых в плен врагов, отрезало им головы и украшало этими трофеями храмы и плетни вокруг хижин.
При всей свирепости и дикости этих в буквальном смысле слова «головорезов» женщина у них пользуется гораздо большими правами и почетом, чем в Китае. Важное отличие жительницы Формозы от женщин в других частях света состоит в том, что она имеет неограниченное право располагать собой в браке. Это право тем более замечательно, что брак даже у нас, европейцев, часто представляется торговой сделкой, где женщина играет роль товара.
С целью расположить девушку молодой формозец идет в лес, срезает бамбуковую ветвь и с помощью бечевок устраивает из нее нечто наподобие примитивной арфы. Во время серенады невеста выглядывает из окна хижины. Если красавица равнодушна к ухаживаниям, она просто уйдет вглубь хижины, а ухаживатель поймет, что ему не на что надеяться. Если же он нравится девушке, то она выходит к нему, берет за край одежды и уводит к себе.
Молодые люди, никого не спрашивая, начинают жить вместе в хижине невесты. По прошествии одного-двух месяцев, которые можно назвать пробой супружества, девушка идет к своим родителям и заявляет, что хочет скрепить супружеский союз.
Однако свобода женщины вступать в брак не мешает мужу заставлять ее исполнять тяжелые работы по дому, заводить себе других жен и даже требовать развода. Но в последнем случае муж обязан отнестись к жене с уважением. Добившись согласия на развод, муж сооружает высокий паланкин, украшает его яркими цветами, складывает туда все имущество жены. Посадив жену в паланкин, он возит ее поочередно по всем родственникам, а затем вежливо с ней прощается.
Но во всех этих благоприятных обычаях есть темное пятно. Каждая женщина, достигшая 25 лет, не имеет права производить еще детей. Виновная в таком преступлении подвергается обрезанию косы и заключается в монастырь.
Сегодня. Голова на плечах
Потомки воинственных племен, которым некогда принадлежал Тайвань, составляют в наши дни около полумиллиона человек. Согласно археологическим данным, аборигены заселили остров приблизительно в 8000 до н. э. Они принадлежали народам австронезийской семьи, которые живут сейчас в Малайзии, Океании, Индонезии, на Филиппинах. «Охотники за головами» из племени ами и бунун действительно устанавливали вокруг деревень устрашающие трофеи. Человеческие головы не просто отпугивали неприятеля, их ритуально принимали в члены племени — в статусе охранников.
Брачных обычаев аборигенов сегодня почти не сохранилось, поскольку во время правления на Тайване Чан Кайши и традиции, и языки заменяли на китайские. В конце ХХ века, после создания Совета по вопросам коренного населения, некоторые племена получили официальный статус аборигенов, но государственным языком на Тайване остается китайский.
Фото: Alamy / Legion-Media