Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Чернокнижник и убийца персидской княжны: 11 мифов о Степане Разине

Сочинять легенды про знаменитого атамана начали еще при его жизни, которая и так была полна удивительных историй

1

Степана Разина считали безбожником, полиглотом и обладателем несметных сокровищ. «Вокруг света» разобрался, правда ли, что…

Стенька Разин утопил персидскую княжну

Чернокнижник и убийца персидской княжны: 11 мифов о Степане Разине | vokrugsveta.ru
Афиша первого русского игрового фильма «Понизовая вольница», 1908 год
Афиша первого русского игрового фильма «Понизовая вольница», 1908 год

Маловероятно

Сюжет песни «Из-за острова на стрежень» взят из воспоминаний голландца Яна Стрёйса, оказавшегося в Астрахани в 1670 году, когда ее захватили разинцы. По Стрёйсу, Разин в пьяном неистовстве утопил некую «персидскую княжну, которую он похитил вместе с ее братом», в качестве жертвы Волге.

В 1669 году в битве с персами на Каспии казаки захватили Шабалду — сына флотоводца Мамед-хана, но ни в одном документе не сказано, что вместе с сестрой. Даже в челобитной самого Шабалды с просьбой отпустить его на родину — о сестре ни слова.

Людвиг Фабрициус, который тоже был в Астрахани в 1670 году, приводит иную версию событий. Атаман топит не персиянку, а татарку и не в Волге, а в Яике, то есть еще до каспийского похода. Фольклорист Сергей Неклюдов считает, что Стрёйс, много заимствовавший из чужих текстов без указания источника, мог и в данном случае выдать услышанную от кого-то историю за увиденное лично.

Принесение девушки в жертву водной стихии — известный фольклорный мотив. «История с этим жертвоприношением, — пишет историк Владимир Королев, — лишь отзвук древнего обряда, возникший на основе представлений о варварстве и жестокости атамана и его товарищей».

О нем писал Александр Дюма

Да

Автор «Трех мушкетеров» в 1858–1859 годах предпринял дальнее путешествие — из Петербурга через Москву и Поволжье на Кавказ (где, кстати, скрупулезно записал для французских гурманов рецепт шашлыка).

В путевых очерках писателя есть историческая справка о донском казаке, предводителе народного восстания второй половины XVII века Стеньке Разине, «настоящем легендарном герое, как Робин Гуд», и связанное с атаманом волжское предание о Девичьем холме.

Легенда напоминает историю с персидской княжной. Разбойник Стенька Разин, стоя на холме, вопрошал — чего, мол, ты хочешь за свое покровительство, о Волга? Услышав в ответ эхо «Ольга!», он принес реке в жертву самое дорогое — бежавшую с ним возлюбленную (которую так звали). После чего удача изменила Стеньке, и он был побежден и схвачен князем Долгоруким.

Легендарный атаман знал восемь языков

Персидский манускрипт. 1650 год
Персидский манускрипт. 1650 год

Возможно

Так писал служивший в Персии и России шведский дипломат Энгельберт Кемпфер, утверждая, в частности, что Разин владел фарси. Правда, сам Кемпфер никогда не встречал Степана Тимофеевича, чтобы лично в этом убедиться. Впрочем, казак Разин родился и жил в многоязычной среде: на Дон стекались представители разных народов (среди них были поляки, татары, турки, калмыки, даже карелы). Выучить несколько языков в таком окружении было нетрудно.

Он взял в плен уроженца Бразилии

Анатолий Грошев. «Войска Степана Разина штурмуют город Симбирск»
Анатолий Грошев. «Войска Степана Разина штурмуют город Симбирск»

Да

Людвиг Фабрициус был сыном лейденского хирурга, служившего в бразильской колонии Голландской Вест-Индской компании. Возмужав, Фабрициус-младший завербовался на военную службу в Россию и оказался в армии, отправленной царем против разинских отрядов.

В июне 1670 года попал к казакам в плен, несколько раз виделся с атаманом лично. Осенью того же года Фабрициусу удалось бежать в Персию. Годы спустя, будучи уже на шведской службе, он рассказал о восстании Разина в «Записках» на немецком языке.

Разин брал города хитростью, прибегая к «маскараду»

Василий Суриков. «Степан Разин». Холст, масло. 1910 год
Василий Суриков. «Степан Разин». Холст, масло. 1910 год

Да

Тот случай, когда сюжет многочисленных песен и сказаний имеет реальную подоплеку. Статус паломника пригодился казачьему предводителю и в качестве военной хитрости в походе «за зипунами» 1667–1669 годов. Разин с несколькими сподвижниками под видом богомольцев в канун Петрова дня попросили впустить их в Яицкий Городок (нынешний Уральск. — Прим. «Вокруг света») — поставить святому Петру в местной церкви свечку. И как только ворота открылись, отряды казаков ворвались внутрь.

Разин проехал все Русское царство с юга на север и обратно

Степан Разин на гравюре 1671 года
Степан Разин на гравюре 1671 года

Да

Его отец в свое время дал обет съездить в Соловецкий монастырь на Белом море — помолиться местным святым-чудотворцам Зосиме и Савватию. Но не успел, умер, и в 1652 году в паломничество отправился сын, которому тогда было около 20 лет.

Степан Разин добрался с низовий Дона до Соловецких островов, по пути посетил Воронеж, Тулу, Ярославль, Москву, Вологду, Архангельск, а потом вернулся обратно.

По мнению историка Владимира Соловьева, поскольку статус богомольца давал большую свободу передвижения, спасая вольного казака с Дона от повышенного внимания властей, Разин мог использовать паломничество как удобный предлог, чтобы поездить по стране и изучить обстановку в разных регионах.

Степан Разин был соратником Емельяна Пугачёва

Николай Вакуров. «Емельян Пугачев». Палехская лаковая миниатюра. 1936 год
Николай Вакуров. «Емельян Пугачев». Палехская лаковая миниатюра. 1936 год

Да

Тезка легендарного атамана, казак Степан Андреевич Разин, сражался в рядах мятежников-пугачёвцев через сто лет после разинского восстания.

Разин зарыл в Жигулях несметные сокровища

Клад времен Медного бунта (XVII век), найденный в Кадашевской слободе в Москве
Клад времен Медного бунта (XVII век), найденный в Кадашевской слободе в Москве

Возможно

По крайней мере, надежда властей найти разинские клады и записи подарила еще пять лет жизни младшему брату Стеньки — Фролу, который под пытками пообещал показать атамановы тайники.

Государевы люди возили его на Дон и на Волгу, но искомых сокровищ не обнаружили, и в 1676 году Фрол тоже был казнен. По сей день не найден клад, который были бы основания назвать разинским. Наверное, поэтому стали рассказывать, будто золото атамана заговоренное и просто так в руки не дается. Есть предания, что сокровища стережет дух самого Разина: он сидит по ночам в пещере и считает деньги.

Войско Разина сопровождали мятежный русский царевич и низложенный патриарх Никон

Кадр из фильма «Гулящие люди», 1988 год. В роли патриарха Никона Александр Парра
Кадр из фильма «Гулящие люди», 1988 год. В роли патриарха Никона Александр Парра

Нет

Но сам Стенька активно распускал такие слухи, надеясь привлечь новых сторонников. Опальному Никону Разин отправлял письма с предложением сотрудничества, но бывший патриарх предпочел не связываться с бунтовщиком.

Что же касается царевича, то, по свидетельствам современников Разина, атаман держал при себе пленного кавказского княжича, которого и выдавал за царского сына Алексея Алексеевича. Утверждалось, что царевич не умер в январе 1670 года, а бежал от отца, государя Алексея Михайловича, на вольный Дон. Казнив Разина, царь простил самозванца поневоле.

Разин был безбожником и занимался черной магией

Магом Разин стал в легендах, причем, как следствие официальной пропаганды, иногда колдовские способности атамана объясняются его связью с нечистой силой
Магом Разин стал в легендах, причем, как следствие официальной пропаганды, иногда колдовские способности атамана объясняются его связью с нечистой силой

Нет

В марте 1671 года патриарх Иоасаф предал главного мятежника анафеме, которую повторили в храмах по всей стране. В приговоре царского суда Разин назван «вором, и богоотступником, и изменником».

Атамана обвиняли в том, что он изгнал с Дона священников и заменил церковные венчания языческими обрядами. Владимир Королев, однако, пишет, что на Дону во времена Стеньки Разина бракосочетание по церковному уставу, а не в казачьем кругу попросту еще не прижилось. Атаман не был ни воинствующим язычником, ни еретиком, но московские власти стремились представить любое обстоятельство как антихристианские действия главного бунтаря.

Разин не был казнен в 1671 году, а чудом спасся

Степан Разин перед казнью. Французская гравюра. 1837 год
Степан Разин перед казнью. Французская гравюра. 1837 год

Нет

Степан Разин был публично четвертован по царскому приговору в Москве 6 июня 1671 года. Вот что писала об этом лейпцигская пресса того времени: «Хотя нет никаких сомнений в том, что казнь протекала указанным образом, большинство до сих пор не хочет верить, что это был подлинный главный мятежник Разин, поскольку сам [казненный] перед смертью сказал: «Вы думаете, что убили Разина, но настоящего вы не поймали; и есть еще много Разиных, которые отомстят за мою смерть».

В сказаниях атаман обретает бессмертие и, подобно легендарным героям других народов (королю Артуру, Фридриху Барбароссе…), либо спит, либо пребывает в некоем волшебном плену, но когда-нибудь проснется, чтобы вершить правосудие.

Фото: РИА Новости, Fine Art Images/Legion-Media, Diomedia, РИА Новости, Fine Art Images/Legion-Media, Евгения Новоженина / РИА Новости, iStock, Советский экран, Графика.Ру / Fotodom.ru, World History Archive/Universal Images Group/Legion Media, The Picture Art Collection/Alamy/Legion Media

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2016, частично обновлен в декабре 2022

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения