Когда в августе 1945 года две атомные бомбы уничтожили Хиросиму и Нагасаки, количество жертв и масштаб разрушений шокировали весь мир. Но не Сальвадора Дали.
Картина «Атомная Леда»
Холст, масло. 61,1 х 45,3 см
Годы создания: 1947–1949
Ныне находится в Театре-музее Дали в Фигерасе
Ему стало скорее интересно, чем страшно за судьбу человечества. «С тех пор, — писал художник, — атом был излюбленной пищей для моего ума». Дали неожиданно открыл для себя, что атомы, из которых состоит все на свете, образованы элементарными частицами, не соприкасающимися друг с другом. Художнику, не выносившему, когда до него дотрагивались, вероятно, показалось символичным, что его ощущения совпадают с принципом, по которому существует мир, и Дали задумал «Атомную Леду».
Центром этого альтернативного космоса стали, что неудивительно, автор и его жена Гала. На полотне все объекты вселенной Дали существуют по тому же принципу, что электроны и ядро в атоме. «Атомная Леда» — ключевая картина жизни нашего времени, — утверждал художник. — Все подвешено в воздушном пространстве, ничто не соприкасается друг с другом».
1. Леда. В роли мифологической спартанской царицы, которую обольстил бог Зевс, явившись к ней в обличье лебедя, — Гала. Леда родила от Зевса Елену и Полидевка, а от смертного мужа Тиндарея — Клитемнестру и Кастора. Дали ассоциировал себя с Полидевком, а Галу, чье настоящее имя было Елена, — с мифологической тезкой, из-за которой началась Троянская война. Таким образом, Гала одновременно выступает в роли и сестры художника, и родительницы. По мнению кандидата искусствоведения Нины Геташвили, супруга, бывшая на десять лет старше мужа, казалась Дали воплощением его умершей матери, которую художник очень любил. Детей у пары не было.
2. Лебедь. Зевс в образе птицы, как полагал французский арт-критик Жан-Луи Ферье, еще одна ипостась Дали. В «Атомной Леде» художник в союзе с Галой творит ее и себя, мифических полубогов. То, что на картине лебедь не соприкасается с Ледой-Галой, означает, по словам Дали, «возвышенное переживание либидо». На картине лебедь — единственный, кто не отбрасывает тени: это знак его внеземной, божественной природы.
3. Скорлупа. Яйцо — древний символ жизни. Согласно мифу, дети Леды появились на свет из яиц. Со смертным близнецом Кастором Дали отождествлял старшего брата, тоже Сальвадора, который не дожил до рождения будущего художника. «Я хочу доказать себе, что я не умерший брат, я живой», — говорил Дали.
4. Постамент. Дали называл Галу «богиней моей метафизики» и изобразил ее как объект поклонения: парящей над пьедесталом, достойным статуи античного божества.
5. Угольник. Как и линейка, присутствующая в виде тени, это рабочий инструмент плотника и ученого, атрибут одного из семи свободных искусств в Средние века — геометрии. Здесь угольник и линейка указывают на математический расчет в основе композиции картины.
На эскизах к «Атомной Леде» видно, что женщина и лебедь вписаны в пентаграмму, соотношение линий которой соответствует пропорциям золотого сечения. Эти пропорции, когда меньшая часть отрезка относится к большей так же, как большая ко всему отрезку, были известны еще древним грекам, а художники и ученые эпохи Ренессанса считали их идеально гармоничными. В расчетах Дали помогал знакомый математик, румынский князь Матила Гика.
6. Книга. Скорее всего, это Библия, намек на божественную природу происходящего. В конце 1940-х годов, параллельно с увлечением физикой и математикой, бывший воинствующий атеист Дали вернулся в лоно католической церкви и вскоре провозгласил себя «ядерным мистиком».
7. Море. Дали объяснял, комментируя в 1948 году на выставке эскиз к картине: «Море впервые изображено не соприкасающимся с землей; так, будто вы можете просунуть ладонь между морем и берегом и не намочить ее. Так, по-моему, проецируется на плоскость воображения один из наиболее таинственных и извечных мифов о происхождении человеческого из соединения „божественного и животного“, и наоборот».
8. Скалы. На заднем плане — пейзаж каталонского побережья: мыс Норфеу, между Росесом и Кадакесом. В этих местах Дали родился и вырос, а также встретил Галу; их он изображал на картинах всю жизнь. В США художник тосковал по родным пейзажам и был счастлив вернуться в Каталонию в 1949 году.
9. Обручальное кольцо. Союз с Галой художник считал величайшей удачей своей жизни и главным источником вдохновения. Дали даже подписывал картины ее именем вместе со своим.
ХУДОЖНИК
Сальвадор Дали
1904 — родился в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса.
1922–1925 — учился в Королевской академии искусств в Мадриде.
1929 — примкнул к сюрреалистам. Встретил женщину своей жизни — Галу (Елену Дьяконову), в то время жену поэта Поля Элюара.
1934 — зарегистрировал отношения с Галой во Франции.
1936 — рассорился с сюрреалистами и заявил: «Сюрреализм — это я!»
1940–1948 — жил с Галой в США.
1944 — создал «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
1963 — написал картину «Галацидалацидезоксирибонуклеиновая кислота», посвященную открытию в 1953 году ДНК.
1970–1974 — руководил постройкой Театра-музея Дали в Фигерасе.
1982 — за несколько недель до смерти жены написал «Три знаменитые загадки Галы».
1989 — умер от сердечной недостаточности, осложненной пневмонией. Похоронен в Театре-музее.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2016, частично обновлен в марте 2024