Принцип соревновательности среди учеников ввели монахи в иезуитских школах еще в XVI веке. Теперь в каждой стране свои методы воспитания прилежания.
Приводятся доминирующие системы оценок в национальной средней и/или старшей школе. Зачастую в разных регионах одной страны могут использоваться разные системы. Иногда применяются числовые и буквенные обозначения для одних и тех же оценок (например, в США). В ряде случаев в качестве оценок могут выставляться дробные числа.
Высшая оценка — 5,
низшая — 1. Де-факто часто используются только четыре (без единицы) или три (без единицы и двойки) оценки
Азербайджан, Босния и Герцеговина, Венгрия, Казахстан, Киргизия, Македония, Панама, Россия, Сербия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Черногория, Хорватия, Эстония
В отличие от привычной россиянам системы, при таком подходе пятерка — низший балл, а кол — высший
Австрия, Словакия, Филиппины, Чехия
В Болгарии используется уникальная пятибалльная система, в которой высшая оценка — 6, низшая — 2
Болгария
Существуют также пятибалльные системы, где лучшая оценка — 4, а худшая — 0
Кувейт, Монголия, США, Таиланд
Высшая оценка — 6, низшая — 1
Норвегия, Польша, Швейцария
Высшая оценка — 1, низшая — 6
Гамбия, Германия
Высшая оценка — 5, низшая — 0
Бангладеш, Парагвай, Турция
Крайне необычная система, насчитывающая семь ступеней (в порядке убывания): 12, 10, 7, 4, 2, 0 и минус 3
Дания
Высшая оценка — 7, низшая — 1
Боливия, ЮАР
Высшая оценка — 7, низшая — 0
Чили
Высшая оценка — 1, низшая — 9
Замбия, Зимбабве, Республика Корея, Малави, Нигерия, Папуа — Новая Гвинея, Сингапур, Уганда
Система от 10 (высший) до 1 (низший) балла
Албания, Аргентина, Белоруссия, Индонезия, Италия, Латвия, Литва, Молдавия, Нидерланды, Румыния, Сальвадор
Система от 10 (высший) до 0 (низший) баллов
Бразилия, Вьетнам, Греция, Грузия, Израиль, Исландия, Испания, Колумбия, Мексика, Новая Зеландия, Финляндия, Эквадор, Экваториальная Гвинея
Система от 12 (высший) до 1 (низший) балла
Украина, Кения
Система от 11 (высший) до 0 (низший) баллов
Руанда
Система от 12 (высший) до 0 (низший) баллов
Уругвай
Распространенная преимущественно в бывших французских колониях (и, разумеется, самой Франции) система, где высший балл равен 20, а низший — 0 или 1
Алжир, Ангола, Армения, Бельгия, Бенин, Буркина-Фасо, Венесуэла, Габон, Гвинея, Джибути, Иран, Камерун, Кот-д’Ивуар, Лаос, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Марокко, Мозамбик, Республика Конго, Перу, Португалия, Сенегал, Восточный Тимор, Тунис, Того, Франция, ЦАР, Чад
Высшая оценка — 60,
низшая — 1
Люксембург
Система оценок, основанная на процентной градации и, как правило, обозначаемая буквами, обычно от A до E/F на латинице или аналогами из иных алфавитов
Австралия, Афганистан, Бахрейн, Ботсвана, Великобритания, Гаити, Гватемала, Гондурас, Демократическая Республика Конго, Египет, Ирак, Ирландия, Иордания, Камбоджа, Катар, Китай, Коста-Рика, Куба, Непал, Никарагуа, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Судан, Фиджи, Шри-Ланка, Эритрея, Эфиопия, Япония
Высшая оценка — 700,
низшая — 0
Йемен
От 0 до 5
Так оценивались в начале XIX века в России успехи гимназистов. Получивший два нуля подряд подвергался телесному наказанию. Но изначально в России была трехразрядная система оценок: высший разряд — «учения изрядного, надежного, похвального», средний — «учения посредственного, нехудого», низший — «подлого, прехудого, безнадежного».
Источники: NAFSA-Online Guide to Educational Systems Around the World, Eurydice Database, Classbase.com
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2016