Почти 60 лет назад «Вокруг света» сделал это: сами названия инструментов американских индейцев звучат как экзотические мелодии: анага, сикурэ…
1957 № 1
В этом дуэте все для нас необычно: и костюмы, и музыкальные инструменты, и, конечно, сами мелодии. Один музыкант играет на сикурэ — своего рода губной гармошке, сделанной из тростника, другой сосредоточенно дует в кедровую флейту — анагу. Незамысловатая индейская мелодия далеко разносится над выжженной землей Атакамы. И анага, и сикурэ, старинные народные инструменты индейцев племени кечуа, до сих пор распространены в северо-западных районах Аргентины.
Тема индейской экзотики проходит лейтмотивом через весь 1957 год, а в финале, в 12-м номере журнала, завершается ударным аккордом — очерком И. Бессарабова «Мисьонес — красная земля». Советский журналист, побывав в провинции на северо- востоке Аргентины, рассказывает о своем открытии Южной Америки. В том числе об удивительных деревьях, из которых делаются не только музыкальные инструменты индейцев.
Многие деревья здесь являются промысловыми. Часто встречаются урупи и лопачо. Урупи — прочное, легкое дерево, хорошо воспринимающее любые цвета красок и лаков. Из него делают мебель. Лопачо — не гниющее твердое дерево — идет на изготовление дверей, окон, колес для телег.
Хороший строительный материал дает желтая древесина араукарий. В Аргентине ее называют бразильской сосной. Это очень красивое и стройное дерево с почти горизонтальными ветвями, расположенными на стволе кольцами. На ветвях густая хвоя и шишки со съедобными семенами. Индейцы используют эти семена в качестве пищи. Их не только едят сырыми, но и жарят и даже перемалывают в муку.
Здесь, в Мисьонесе, встречается и ядовитое тунговое дерево. Из масла семян этого дерева делают водонепроницаемые лаки и краски, которые не растворяются в кислотах и щелочах и поэтому используются в авиационной промышленности и судостроении.
Сегодня. И алгеброй гармонию поверить
Южноамериканские индейцы кечуа, живущие на территории Аргентины, Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии и Чили, считают себя наследниками культурной традиции государства инков Тауантинсуйу. До наших дней практически в неизменном виде дошла музыка этой древней цивилизации: религиозные и обрядовые песнопения, песни, связанные с инкским земледельческим календарем.
У инков были целые оркестры из флейт разных размеров и регистров, исполнявшие довольно сложную музыку. Огромными выразительными и техническими возможностями обладает многоствольная флейта сикус, в Европе подобную называют флейтой Пана, а в статье она именуется сикурэ. Кедровую флейту анагу, упоминаемую в заметке 60- летней давности, чаще называют анатой.
Современная итальянская исследовательница Лаура Лауренсич Минелли, опираясь на работы монаха-иезуита Бласа Валера (изучавшего историю инков в XVI веке), обнаружила, что музыку инков можно записать при помощи кипу (узелкового письма) и юпаны (специальной доски для вычислений), то есть перевести в знаки и числа. Этому учились в государственных школах древней империи. Тщательно выверенная музыкальная гармония была для инков важнее, чем лаконичные слова песен.
Фото: Alamy / Legion-media
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2016