Пятнадцать пассажирских самолетов — столько может взять на борт один большой парусник. Но грузы на этих судах уже не перевозят. Казалось бы, и сами парусники должны были остаться в допаровой эпохе, но они продолжают участвовать в гонках. Один из самых быстрых — российский «Мир»
> 200 000 морских миль прошел «Мир» за свою историю. В пересчете на километры — 370 400. Такое расстояние можно преодолеть, обогнув 9 раз планету по экватору.
26 лет ни один парусник не может побить первый рекорд «Мира». В 1989 году в Гибралтарском проливе корабль развил скорость в 21 морской узел (38,9 км/ч), причем с минимальным количеством поднятых парусов. За что и получил звание самого быстрого учебного парусника.
80 000 000 советских рублей заплатило Министерство морского флота СССР Гданьской судоверфи за парусник. В 1987 году 1 доллар стоил 80 копеек.
56,1 метра — расстояние от киля до самой высокой точки парусника (верхушки грот- мачты). Это больше высоты 15-этажного дома.
16 километров — протяженность всех веревок и канатов парусника. Чтобы курсанты их не путали, канаты и веревки разного цвета — синий, зеленый, красный, желтый — в зависимости от цели и предназначения.
2771 квадратный метр — площадь всех парусов трехмачтового фрегата «Мир» (для каждой мачты оснастка своего цвета). Всего на судне 26 парусов. Размер самого большого, фок-паруса, — 201,5 квадратного метра. Чтобы поднять его при сильном штормовом ветре, одну веревку иногда тянут 100 человек. По уставу, в парусных авралах участие принимают все члены команды, несмотря на ранг.
108,6 метра — длина парусника вместе с бушпритом (стальная деталь конструкции, выходящая за борт на носу для улучшения маневренности).
1500 килограммов весит якорь парусника. Длина цепи позволяет становиться на якорь на глубине до 100 метров.
330 тонн запасы пресной воды на паруснике.
199 человек полная загрузка «Мира» (55 человек экипажа и 144 практиканта).
150 литров воды в день на одного — санитарная норма для корабля 1-й категории (продолжительность рейса — более 5 дней). Из них — 50 литров питьевой и 100 литров хозяйственной.
330 000: 199: 150 = 11 дней может продержаться «Мир» на запасах пресной воды. Но парусник совершает гораздо более длинные переходы. На борту постоянно работает опреснитель.
761 тонна — полезная нагрузка парусника (вода, продовольствие, топливо и экипаж из 199 человек). Это соответствует весу 15 пассажирских самолетов ТУ-154.
194 тонны топлива хранится на борту корабля. Он оснащен двумя двигателями, каждый по 560 лошадиных сил (нужны для захода/выхода из порта, а также как источники электропитания на судне). Максимальное время «Мир» ходит под парусами.
2984 тонны — водоизмещение корабля. Его вес сравним с весом 19 синих китов — самых крупных животных на планете.
2,4 тонны современной парусины, дакрона, ушло на изготовление парусов для «Мира». Помимо основного комплекта в рейс берут еще два запасных. Срок службы качественного паруса — более 10 лет. Но на борту постоянно находится мастер — для несложного ремонта.
Поднять паруса!
Отпуск по обмену
В середине 1950-х годов мир готовился проститься с парусным флотом. Дизели завоевали моря, и казалось, что умение «держать паруса» уже никогда никому не пригодится.
Чтобы красиво отметить конец эпохи, в июле 1956 года в бухте Тор-Бей (Великобритания) собрались 22 больших парусных судна под флагами 11 стран. Финишировала регата в Лиссабоне. По пути следования она имела невероятный зрительский успех. Так и получилось, что «прощальная» встреча парусников дала старт одной из самых известных сегодня морских регат. — Тhe Tall Ships Races
Фото: Alamy (x2) / Legion-media, Интерпресс / PhotoXPress.ru, Alamy / Legion-media, Леонид Круглов, Александр Замараев / Фотобанк Лори
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2016