Путешествуя по сегодняшней Европе, туристы то и дело встречают загадочный символ — три больших квадрата, вписанных один в другой. Увидеть его можно где угодно: на парапетах, на скамейках в парках, на столиках в кафе. Трудно понять его назначение, пока не заметишь, как шахматисты-любители, закончив партию, пересаживаются за столики с этим символом и увлеченно двигают фишки по перекрестьям. Разгадка проста: перед нами «мельница» — одна из древнейших настольных игр в истории.
Средневековая Европа с упоением заигрывалась «мельницей» — это была третья по популярности игра после шахмат и нард у аристократии и третья после нард и «лисы и гусей» у простонародья. В Германии ее называли mühle, в Чехии — mlýn, в Венгрии — malom, во Франции — jeu du moulin, в Италии — mulino.
Почему название игры с большинства европейских языков переводится как «мельница», неясно. Некоторые лингвисты полагают, что оно пошло от старонемецкого muhle («ряд») или латинского merellus («фишка»).
Название «танец девяти мужчин», популярное в англоязычных странах, отправилось гулять по свету с легкой руки Уильяма Шекспира: игра упоминается в пьесе «Сон в летнюю ночь». В Англии на лугах встречаются большие участки с разметкой в виде мельницы, где могут встать несколько человек. Вряд ли они использовались для игры, скорее для какого-то ритуала или собственно танца.
Римляне обожали «мельницу», правда, не совсем ту, что мы знаем сегодня. Поэт Овидий в своей «Науке любви» описывает простейший трехшашечный вариант, который в Риме назывался rota («колесо»). Поле в такой игре — круг, разделенный на 4 или 8 частей, у каждого игрока всего три фишки. Выигрывает первый, выстроивший все фишки в ряд.
Аналогично устроены шисима из Кении, фанорон-тело с Мадагаскара, тапатан с Филиппин, падаветту из Индии, да и хорошо известные нам крестики-нолики. Математически доказано, что при безошибочной игре результат всегда будет ничейным, однако древним римлянам это не мешало: на мостовых Вечного города повсеместно выбиты игровые «колеса». Им по три тысячи лет, и на них все еще можно играть.
После падения Римской империи «мельница» в Европе едва не исчезла, но ей помогли выжить викинги, прихватив игру вместе с остальным награбленным добром. Так, при обнаружении Гокстадтского корабля в Норвегии (IX в. н. э.) в погребальной каюте ярла (племенного вождя) археологи нашли доску для «мельницы». Скандинавы считали ее талисманом на пути в загробный мир.
Во многих культурах мельничный знак считался оберегом. Простая мельница — колесо со спицами — древнейший солярный символ, который можно увидеть среди наскальных рисунков везде, где жил человек. Сложные мельницы встречаются на вертикальных стенах пещер и храмов в Индии, где вряд ли можно было играть. Древнейшие петроглифы со знакомым символом относятся к 3000–2500 годам до н. э., а один из рисунков датируют почти что последним ледниковым периодом (8000 лет до н. э.).
Сегодня тактика этого «археоптерикса» игрового мира выглядит слегка громоздко по сравнению с маневрами динамичных игр XXI века. Но ведь большинство из них — потомки «мельницы», прародительницы почти всех настольных игр на Земле.
ИНСТРУМЕНТ
Практическая польза
Игра игрой, но древнерусские зодчие использовали знак «мельницы» в качестве измерительного шаблона.
Расстояния между его узловыми точками таят в себе множество соотношений из архитектуры и прикладной геометрии. Плотникам, строителям, как и всем ремесленникам в те времена, народ приписывал магические умения — тайные связи с лесом, колдовские способности. «Вавилон» (а именно так на Руси называли «мельницу») считался символом мудрости зодчего.
Правила игры
Поле для «мельницы» можно нарисовать на листе бумаги. Для игры понадобится 18 фишек: 9 одного цвета и 9 другого.
Фазы
1. Соперники поочередно выставляют свои фишки по одной на свободные перекрестья и углы, стремясь выстроить «мельницу» — ряд из трех фишек.
Игрок, которому удалось построить «мельницу», убирает с поля любую фишку соперника. В игру она больше не возвращается. Запрещается забирать фишки, которые в данный момент составляют «мельницу».
2. Когда все фишки расставлены, игроки начинают передвигать их, строго по линиям и только на свободную соседнюю позицию.
Цель прежняя — составить «мельницу», чтобы убрать со стола фишку соперника. Если игрок одним ходом составляет две «мельницы», он забирает сразу две фишки.
3. Когда у игрока остается всего три фишки, они начинают «летать»: фишку можно переносить на любое перекрестье, невзирая на линии. При этом пока у соперника больше трех фишек, он продолжает играть строго по линиям.
Проигрывает тот, у кого осталось две фишки (из них нельзя выстроить «мельницу») или чьи фишки оказались заперты и не могут сделать ход по линии.
Тактика
В первой фазе игра напоминает крестики-нолики: нужно помешать сопернику выстроить ряд из трех фишек. Строить и рушить «мельницу» на одном и том же месте можно неоднократно, при этом всякий раз происходит взятие. В самой опасной ситуации игрок делает рядом две заготовки для «мельниц», а затем ходами фишки между ними крушит позиции соперника — против такой тактики нет никакого приема, пока игра не перейдет в третью фазу.
ВАРИАНТЫ
От кольца до улитки
Изюминка «мельницы» — колоссальное количество придуманных для нее досок. Разновидности отличаются формой поля и количеством фишек, но правила везде одинаковые. В «малые мельницы» (те же крестики-нолики) играет детвора. «Танец девяти мужчин» — классический вариант, в нем нет диагоналей, только прямые углы. «Паутинка» появилась в эпоху Возрождения: здесь добавлены диагональные линии и каждому игроку дается не 9, а 12 фишек. «Сетка» с дополнительными диагоналями предоставила еще больше возможностей для построения «мельниц». В XX веке возникли новые разметки: «улитка» на основе свастики, пятиугольная, шестиугольная и множество других.
На иллюстрации изображены:
1. «Малая мельница»
2. «Римская rota»
3. «Танец девяти мужчин»
4. «Паутинка»
5. «Сетка»
6. «Улитка»
7. «Пятиугольная мельница»
Фото: Klindwort/McPhoto/Capital Pictures / Legion Media (в анонсе), Alamy / Legion-media (x2), Getty Images (x2), Album / East News, Bridgeman / Fotodom.ru, iStock, Carole Raddato (CC-BY-SA)
Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2016, частично обновлен в июле 2023