Анатомия человека не рассчитана на скорости свыше 30 км/ч. Мы обманули биологию, создав автомобили и мотоциклы, а теперь пытаемся одурачить смерть с помощью подушек безопасности и шлемов. А как мог бы выглядеть человек, от природы приспособленный к высоким скоростям и жестким столкновениям? Австралийская художница Патриша Пичинини слепила такого персонажа из скульптурной глины. Не без помощи хирургов-травматологов и автомобильных инженеров.
Лицо
Человеческое лицо — затейливая конструкция из костей, хрящей и более полусотни мышц. При встрече с рулем чаще всего страдают выступающие части: нос, подбородок. «Будь проще» — вот девиз Грэма. У него нет выдающегося носа и скул, лицо плоское, уши спрятаны в углубления большого черепа. Пухлые щеки из жировой ткани помогают смягчить удар и уберечь кости.
Череп
Когда скорость автомобиля, а затем и головы водителя за считаные мгновения сравнивается с нулем, мозг продолжает двигаться по инерции, буквально расплющиваясь о стенку черепа. Мотошлемы спасают человека, ломаясь при заданной перегрузке. Благодаря запрограммированной деформации оболочки шлема голова замедляется более плавно. Головной убор из танковой брони никого бы не спас. Череп Грэма, как и шлем, имеет двойные стенки и сминаемые зоны. Ломаясь, они гасят энергию удара и предохраняют мозг от перегрузки.
Мозг
Спинномозговая жидкость, со всех сторон окружающая мозг, служит естественным амортизатором, который защищает наш главный орган от сотрясений в повседневной жизни: при прыжках, подзатыльниках или падениях с кровати. Мозг Грэма погружен в гораздо больший объем жидкости и удерживается в центре увеличенного черепа эластичными связками. Будь наш герой боксером, он бы не знал нокаутов.
Шея
Мышцы шеи слишком слабы, чтобы удержать голову при аварии. Сразу после столкновения голова наклоняется сперва вперед, а затем назад на экстремально большие углы — больше, чем способны выдержать позвонки, связки и, главное, проходящий через позвоночник спинной мозг. Поэтому Грэм обходится вовсе без шеи, жертвуя подвижностью головы ради безопасности. Его ребра упираются в подбородок и затылок, фиксируя череп.
Грудная клетка
Ребра человека — не монолитная броня, а гибкие амортизаторы. Именно поэтому они надежно защищают внутренние органы от травм — энергия удара рассеивается по большой площади грудной клетки. Для поглощения еще большей энергии в грудь Грэма встроены «подушки безопасности» — резервуары, заполненные жидкостью. Под нагрузкой жидкость медленно стравливается, а затем железы пополняют ее запас.
Кожа
Ссадины и порезы не так опасны, как переломы или сотрясение мозга, но память о них остается надолго. Внешняя поверхность нашей кожи состоит из нескольких слоев постоянно обновляющихся ороговевших мертвых клеток. У Грэма таких слоев вдвое больше, чем у обычного человека, а сами клетки крупнее и плотнее. Самая грубая кожа сосредоточена в районе локтей и ладоней — на них часто приземляется падающий человек.
Колени
Чаще всего пешеходы попадают под машину, сходя с тротуара. Удар приходится сбоку. В первую очередь страдают коленные суставы, так как они могут сгибаться только в одном направлении. Колени Грэма подвижны во всех направлениях. При ходьбе усиленные сухожилия не позволяют им гнуться назад или вбок, но при столкновении с автомобилем они свободно складываются, спасая кости и связки от переломов и разрывов.
Голени и стопы
Стопа состоит из 26 мелких костей, повреждение которых чревато потерей подвижности на долгое время. Пешеходу, для которого столкновение с автомобилем неизбежно, лучше сразу прыгать на капот, чтобы сохранить ноги. Грэм умеет прыгать очень высоко, потому что использует для этого дополнительный сустав. При ходьбе он опирается на пальцы и плюсневые кости, но не на пятку. Голеностоп служит пружиной, как у кенгуру.
Иллюстрации: TAC’s Hamish Heard
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2016