Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

А был ли мальчик: история создания и 9 примечательных деталей картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре»

Изящная миниатюрная героиня, изображенная на картине, изначально была вовсе не девочкой

Обсудить

На Монмартре, в обиталище бедняков и богемы, испанец Пабло Пикассо чувствовал себя среди родственных душ. Он окончательно перебрался в Париж в 1904 году и по несколько раз в неделю пропадал в цирке Медрано, имя которому дал любимец городской публики клоун Жером Медрано, соотечественник художника. Пикассо подружился с артистами труппы. Иногда и его принимали за акробата-иммигранта, настолько Пикассо стал своим в цирковой среде. Тогда же он начал писать большую картину о быте артистов.

А был ли мальчик: история создания и 9 примечательных деталей картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Источник:

akg-images / Jean-Claude Varga via Legion Media

Картина «Девочка на шаре»
Холст, масло, 147 х 95 см
Год создания: 1905 год
Ныне хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве

История создания картины

Среди героев полотна были ребенок-акробат на шаре и наблюдающий за ним старший товарищ. Однако в процессе работы замысел радикально менялся: по данным проведенных в 1980 году рентгенографических исследований, художник несколько раз полностью переписывал картину. На получившемся в итоге полотне «Семья акробатов» подростка на шаре уже нет.

Оставшийся в эскизах эпизод живописец превратил в другую картину меньшего размера — «Девочку на шаре». По словам британского искусствоведа Джона Ричардсона, знавшего Пикассо, художник написал ее на обороте закрашенного мужского портрета из экономии, потратившись на холст и краски для «Семьи акробатов».

В России «Девочка на шаре» стала гораздо популярнее большой картины, с тех пор как была куплена в 1913 году меценатом Иваном Морозовым и оказалась в Москве. В Новороссийске в 2006-м акробатке с шедевра Пикассо поставили памятник.

9 интересных деталей картины «Девочка на шаре»

А был ли мальчик: история создания и 9 примечательных деталей картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Справа: Мальчик, балансирующий на шаре. Йоханнес Гётц. 1888 год
Источник:

akg-images / Jean-Claude Varga via Legion Media; Album / Heritage Art/Heritage Images via Legion Media

1. Девочка. Поза подростка вряд ли написана с натуры: даже опытный акробат не смог бы удержаться в таком положении дольше пары секунд. Джон Ричардсон видел источник вдохновения художника в бронзовой статуэтке «Мальчик, балансирующий на шаре», созданной Йоханнесом Гётцем в 1888 году. И на первых набросках этого сюжета у Пикассо, по мнению Ричардсона, была не девочка, а мальчик.

А был ли мальчик: история создания и 9 примечательных деталей картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Источник:

akg-images / Jean-Claude Varga via Legion Media

2. Шар. Ведущий научный сотрудник Эрмитажа Александр Бабин предположил, что шар, на котором балансирует акробатка, — это, по замыслу Пикассо, пьедестал богини судьбы. Фортуна традиционно изображалась стоящей на шаре или на колесе, символизируя непостоянство человеческого счастья.

А был ли мальчик: история создания и 9 примечательных деталей картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Источник:

akg-images / Jean-Claude Varga via Legion Media

3. Атлет. Ричардсон писал, что Пикассо, вероятно, позировал приятель из цирка Медрано. Фигуру силача художник сделал нарочито геометричной, предвосхищая новое направление — кубизм, одним из родоначальников которого вскоре стал.

4. Розовый. Период с конца 1904 по 1906 год в творчестве Пикассо условно именуют «цирковым» или «розовым». Американский специалист по искусству XX века Э.А. Кармин объяснял пристрастие художника этому цвету тем, что купол в цирке Медрано был розовым.

5. Пейзаж. Искусствовед Анатолий Подоксик считал, что местность на заднем плане напоминает гористый испанский ландшафт. Пикассо изобразил не нанятых в стационарный цирк артистов, а часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине.

А был ли мальчик: история создания и 9 примечательных деталей картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Источник:

akg-images / Jean-Claude Varga via Legion Media

6. Цветок. В данном контексте цветок с его недолговечной красотой — символ мимолетности, краткости бытия.

А был ли мальчик: история создания и 9 примечательных деталей картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Источник:

akg-images / Jean-Claude Varga via Legion Media

7. Лошадь. В те времена главное животное в быту циркачей. Лошади везли фургоны странствующих артистов, номера наездников обязательно включали в программу стационарных цирков.

А был ли мальчик: история создания и 9 примечательных деталей картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Источник:

akg-images / Jean-Claude Varga via Legion Media

8. Семья. Пикассо изображал циркачей в быту, с детьми чаще, чем на арене. На его картинах, отмечала искусствовед Нина Дмитриева, труппа — идеальная модель семьи: артисты держатся вместе в мире, где, подобно другим представителям богемы, считаются маргиналами.

А был ли мальчик: история создания и 9 примечательных деталей картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Источник:

akg-images / Jean-Claude Varga via Legion Media

9. Куб. Александр Бабин, приводя латинскую поговорку Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata («Престол Фортуны кругл, а Доблести квадратен»), писал, что статичный куб в данном случае служит пьедесталом аллегории Доблести, по контрасту с Фортуной на неустойчивом шаре.

ХУДОЖНИК
Пабло Пикассо

А был ли мальчик: история создания и 9 примечательных деталей картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Источник:

Argentina. Revista Vea y Lea, Public domain, via Wikimedia Commons

1881 — родился в испанском городе Малага в семье художника.
1895 — поступил в Барселонскую школу искусств и ремесел.
1897–1898 — учился в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.
1904 — переселился во Францию.
1907 — создал картину «Авиньонские девицы», в которой наметился поворот к кубизму и из-за которой пошли слухи, что художник сошел с ума.
1918–1955 — был женат на русской балерине Ольге Хохловой. В браке родился сын Пауло (Поль).
1927–1939 — роман с Мари-Терез Вальтер, дочерью модистки. У влюбленных родилась дочь Майя.
1937 — написал «Гернику», одну из самых известных антивоенных картин в мире.
1944–1953 — роман с художницей Франсуазой Жило, родившей ему сына Клода и дочь Палому.
1961 — женился на Жаклин Рок.
1973 — умер от отека легких на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви в Мужене, Франция.

Материал опубликован в октябре 2016, частично обновлен в ноябре 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения