В любой африканской деревне можно увидеть людей, сидящих за доской с вырезанными лунками. Игроки редко бывают серьезны — смеются, шутят, дурачат зрителей, нарочно путают ходы и наперегонки рассеивают камни в пулеметном темпе: «манкала» (от арабского naqala) означает «перемещать». Игроведы дают игре 4–5 тысяч лет и даже больше: в древности игроки обходились без досок — просто выкапывали лунки в земле. Так называемые игры посева неизвестны в Европе, редко встречаются на Востоке, но в Африке почти у каждого народа есть своя манкала. Названий множество, разнообразие досок поражает, количество камней и правила отличаются, но суть одна — отобрать камни у соперника.
В лунки на доске для манкалы кладут камешки, семена, стеклянные шарики — в общем, любые мелкие предметы. Ход здесь — имитация посева: игрок берет содержимое какой-либо лунки и раскладывает его в определенном порядке. Камни одинаковы, никому не принадлежат, и лишь от их количества зависит, можно ли сделать ход из этой лунки, захватить «семена» или произвести другие действия.
Манкалу окружают мифы и легенды. Она упомянута в эпосе «Сундьята» народа мандинго и даже в древнеиндийской «Рамаяне», одном из священных текстов индуизма. Масаи верили, что их манкалу, энкешуи, придумал сын первого человека на Земле. Племена сомали считали, что боги придумали дерево бондук только затем, чтобы оно давало семена для игры. Ночью доски выставляли на улицу, чтобы духи тоже могли сыграть. Людям же после наступления темноты запрещалось притрагиваться к манкале: по поверьям, если в сумерках во время игры услышишь плач шакала, будешь проклят.
Африканские мужчины за манкалой обсуждали события дня, решали возникшие вопросы и споры, а иногда и готовились к бою: в Гане воины садились играть перед битвой, чтобы проверить свою реакцию. Правила в разных странах довольно сильно различаются, по манере игры соперника африканец и сегодня легко отличит соплеменника от чужака. Зачастую женщины и дети играют в одну разновидность манкалы, а мужчины — в другую, более сложную. Переход от детской игры к взрослой — один из обрядов инициации.
Коренные африканцы непосредственны, эмоциональны, импульсивны, и игры у них такие же. В Африке редко увидишь шахматы, зато шашистов не счесть, и играют они со скоростью настольного тенниса. Манкала идеально подходит их темпераменту. В такие игры трудно выиграть, просто накапливая камни, нужно брать, что сможешь, а остальным делиться. Игроки состязаются не только в счете, но и в остроумии. Соперника принято подначивать: отпускать шуточки, петь песенки, притворно сокрушаться при потере камней, рассказывать анекдоты.
Еще недавно манкала была почитаема и в Азии. В Малайзии и Индонезии местные разновидности игры, чонгкак и дакон, берегут как национальное достояние. В Киргизии и Казахстане тогыз кумалак входит в спартакиаду школьников. Однако манкала — это нечто большее, чем просто математическая игра. Она развивает не только логику, но и навыки общения. В Африке, где родоплеменные связи особенно сильны, всегда это понимали.
Манкала оваре
Правила игры
На доске два ряда по шесть лунок. В начале игры в каждую лунку кладут 4 камня. Большие лунки по бокам в раскладе не участвуют: это «амбары», куда сбрасывают неработающие камни. Каждому игроку принадлежит свой ряд лунок и один «амбар».
Посев
Для хода игрок берет все камни из любой своей лунки и раскладывает их против часовой стрелки по одному в каждую лунку, начиная со следующей, пока камни в руке не закончатся, после этого ход переходит к противнику. Главное правило любой манкалы: камни из лунки всегда берут все, а «сеют» по одному.
Взятие
Если последний камень «посева» падает в лунку на стороне противника, и там оказывается 2 или 3 камня, игрок сразу же захватывает их и переносит в свой «амбар». Если произошел захват, а в предыдущей лунке тоже стало 2 или 3 камня, они также захватываются. На своей стороне доски захват запрещен.
Тонкости
Если в стартовой лунке камней так много, что «посев» из нее делает круг (12 и более), игрок не кладет в нее камень, пропускает. Соперник не должен «голодать»: если после хода у него не осталось «семян», нужно дать ему еще, чтобы он мог продолжить игру, и только если это невозможно, партия заканчивается.
Цель игры
Для победы нужно собрать в своем «амбаре» 25 камней, а при счете 24: 24 засчитывается ничья. Чтобы одолеть соперника, игрок должен рассчитывать, с какой лунки ему следует начать ход, чтобы провести взятие.
ИСТОРИЯ
Игровая терапия
Название самой известной африканской двухрядной манкалы — оваре, или варе, — связано с именем туземного короля Катакие Опоку Варе I, который имел привычку улаживать с помощью игры семейные ссоры подданных: посидев за доской, супруги начинали гораздо лучше понимать друг друга. Кстати, слово «варе» в Гане до сих пор означает «жениться».
Малышам
Взрослая игра слишком сложна для детей. С малышами играют в айо-айо — это название лучше всего переводится на русский язык как «ням-ням». Действительно, если взрослая манкала имитирует посев и сбор урожая, то в детской все, что требуется от игрока, — есть.
Камни «сеются» непрерывно: положив последний камень в лунку, игрок тут же берет все содержимое этой лунки и продолжает «сеять». Лишь когда последний камень падает в пустую лунку, ход переходит к сопернику. Как только в любой лунке по ходу «посева» стало четыре камня, игрок захватывает их, не прерывая хода. Айо-айо развивает внимание: если увлечься «посевом», взятие можно пропустить.
В некоторых странах Африки, в частности на Мадагаскаре, популярны четырехрядные манкалы — тсоро, бао, омвесо и другие. Здесь встречаются огромные доски: чтобы сделать ход, игроку приходится идти вдоль ряда лунок.
Время возникновения манкалы сложно определить даже примерно, так как для игры вовсе не обязательно использовать специальные доски и камни, достаточно просто вырыть лунки в земле и использовать любые мелкие предметы в качестве «семян».
Популярность манкалы подтверждается успехом имитирующих ее мобильных приложений. Некоторые из них набрали по миллиону пользователей, и даже больше.
Фото: Alamy (x3), Imagebroker / Legion-media, SSPL (x2) / East News, Getty Images
Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2016