25 ноября 1922 года, Египет, Долина царей. Кирка рабочего пробивает отверстие в стене гробницы фараона Тутанхамона. Археолог Говард Картер заглядывает в образовавшийся пролом.
— Вы что-нибудь видите? — спрашивает в нетерпении его компаньон лорд Карнарвон.
— О да, удивительные вещи!
Огонек свечи выхватывает из темноты сиденья, ложе, настенную роспись, золоченые детали колесницы, трон и у самого входа на салазках — деревянный ящик с клетчатой разметкой. Это сенет, любимое развлечение древних египтян при жизни и пропуск в царство мертвых после смерти.
Небольшие клетчатые пеналы археологи находили в Египте и раньше, считая их древними шахматами или шашками. Но сенет оказался гонками, возможно, первыми в мире (в гоночных играх участники проводят свои фишки по трассе, бросая кости). Самый древний полный комплект был найден в гробнице Хеси-ре, служителя при фараоне Джосере в Саккаре (III династия, более 2,5 тысячи лет до н. э.). Фишки в нем были архаичной формы — лепешки и башенки. К эпохе Нового царства (XVI век до н. э.) сенет принял вид продолговатой коробки с фишками в виде конусов и катушек. Именно таким был и игровой набор, обнаруженный Говардом Картером в гробнице Тутанхамона.
Для египтян сенет имел сакральное значение. Игра упоминается в главе 17-й Книги мертвых и других религиозных текстах Нового царства, она символизирует круговорот смертей-перерождений на пути от земного к божественному. Люди Египта верили, что после смерти душа человека отправляется в путешествие по миру мертвых, во время которого его земные дела получают оценку. Если они будут признаны праведными, душа сольется с богом солнца Ра и покойный станет бессмертным. Бросая кости и двигая фишки, человек проходил эти испытания на игровой доске.
В сенете в роли костей выступают палочки. Когда их подбрасывают, единица, двойка и тройка выпадают чаще прочих значений, согласно теории вероятности.
Эта особенность вызывает ощущение, будто в партию все время вмешивается кто-то третий. Египтяне верили, что играют в сенет с богами. Игру клали в гробницы вместе с другими вещами умершего.
На стенах гробниц сохранилось множество изображений сенета, где хорошо видны количество и расстановка фишек. Сохранился и папирус с подробным описанием партии фараона Рамсеса III, который слыл страстным любителем этой игры. Однако в правилах сенета много разночтений, ведь речь идет об одной из первых в истории гоночных игр, законы которой изобилуют уточнениями и исключениями. Мы играем по правилам, которые составил археолог и историк Древнего Египта Тимоти Кендалл.
Правила игры
НАЧАЛО ИГРЫ
Перед началом партии разыгрывают очередность хода: кто выбросит 1, получает катушки и ходит первым. Далее он снова бросает палочки до тех пор, пока не выпадет 2 или 3, и делает ход согласно количеству выпавших очков. Это лимитирует преимущество, которое получает начинающий: после двойки и тройки нет дополнительных бросков.
РАССТАНОВКА ФИШЕК
Играют на доске 3 х 10 клеток. Участвует 10 фишек (танцоров), по 5 у каждого игрока. Их ставят в верхнем ряду, чередуя катушки и конусы (первой ходит катушка). Путь танцоров по букве Z: слева направо — в первой и третьей дорожках, и справа налево — во второй. Цель — первым увести свои фишки, пройдя ими весь путь от начала до конца.
КОСТИ
Египтяне кидали не привычные нам кубики, а 4 палочки с отметкой на одной стороне. Их бросали и считали упавшие чистой стороной вверх. Эти «кости» легко сделать из палочек для мороженого.
1 палка упала белой стороной вверх — 1 очко и дополнительный бросок
2 упали белой стороной вверх — 2 очка
3 упали белой стороной вверх — 3 очка
4 упали белой стороной вверх — 4 очка и дополнительный бросок
4 упали темной стороной вверх — 5 очков и дополнительный бросок
ДВИЖЕНИЕ
Танцор шагает на количество клеток, соответствующее выброшенным очкам. На одном квадрате может находиться лишь одна фишка. Через одиночную фишку можно перешагнуть, но через две и более, стоящие друг за другом (неважно, свои или чужие), перейти нельзя, это блок.
ВЗЯТИЕ
Если фишка шагает на клетку, где уже находится фигура противника, происходит взятие: последняя отправляется на тот квадрат, с которого бьющая фишка начала свой ход. Проще говоря, они меняются местами. Если две фишки одного игрока стоят рядом по ходу движения, их нельзя рубить — считается, что они «охраняют» друг друга. Однако если таких фишек больше двух, ряд можно разделить, выбив предпоследнюю.
СЛОЖНЫЕ ХОДЫ
Если на костях выпало столько очков, что ни одна фишка не может израсходовать их полностью, танцор доходит до крайней возможной клетки, а оставшиеся очки расходует движением назад. Рубит он при этом на общих основаниях. Когда перебор составляет всего одно очко, разрешен «недоход» на одну клетку. И только если двигаться вовсе некуда, ход пропускается.
СТРАТЕГИЯ
Большое количество фишек вкупе с правилом блоков ставит игрока перед тактическим выбором. Можно продвигать танцоров по очереди, стремясь выиграть в скорости, или выступать сплоченной группой, блокируя соперника. Случай тут лишь помощник, но не главная сила.
ГЛАВНЫЕ ДОМА СЕНЕТА
Пять клеток в конце третьего ряда отмечены иероглифами. Это главные Дома сенета, в которых действуют особые правила. Здесь нельзя ходить и рубить, не работают дополнительные броски.
ДОМ КРАСОТЫ (три иероглифа «нефер» — «хорошо»). Все танцоры заканчивают ход здесь, даже если есть очки, чтобы пройти дальше. Дополнительный ход решает судьбу фишки. Выпало 5 — фишка заканчивает игру.
От 1 до 4 — переход в один из следующих Домов. Если нужная клетка занята, фишка идет в Дом воды. Если Дом воды занят, — в Дом возрождения.
ДОМ ВОДЫ (воды хаоса). Фишка, попавшая сюда, в опасности. Игрок обязан бросить палочки. Если выпадает 5, фишка остается на месте, если 4 — уходит с доски. При другом исходе фишка идет в Дом возрождения.
ДОМ ТРЕХ ИСТИН с рисунком птиц. Фишка, вставшая в этот квадрат, может покинуть доску, только если выброшено 3, при другом результате остается на месте.
ДОМ ИСИДЫ И НЕФТИДЫ с образом людей. Фишка, вставшая в этот квадрат, может покинуть доску, только если выброшено 2, при другом результате остается на месте.
ДОМ РА-ХОРАХТИ (квадрат оставляли пустым, ибо никто не знает, как выглядит бог-демиург). Фишка, вставшая в этот квадрат, уходит, только если выпадает 1, при другом результате остается на месте.
ДОМ ВОЗРОЖДЕНИЯ (иероглиф «анх», символ жизни). Сюда идут фишки, потерпевшие неудачу в Доме воды. Если клетка занята, танцор встает позади нее либо в конец ряда фишек, одна из которых занимает Дом.
Кино. Впервые на экране
В сериале «Остаться в живых» (Lost) герои играют в сенет в 15-м эпизоде 6-го сезона (эта серия называется «Через море»).
Прототипом сериальной игры послужил игровой набор фараона Аменхотепа III небесно-голубого цвета. Для фильма было сделано два набора — целый и обугленный, и оба после окончания съемок были проданы с аукциона вместе с прочими декорациями.
В приложениях для смартфонов есть более древний вариант сенета, где игроки получают не по 5, а по 7 танцоров.
Фото: Alamy / Legion-media, Diomedia(x4), Directmedia, iStock, Disney (x2)
Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2016