Seebühne, Bregenzer Festspiele
Австрия, Брегенц
Плавучая оперная сцена Брегенцкого фестиваля стоит на сваях в Боденском озере. Во время спектаклей озеро используется как продолжение сценического пространства. Например, в постановке оперы Умберто Джордано «Андре Шенье» водоем «играл» роль ванны, в которой был убит Марат. Главной же декорацией к спектаклю стал гигантский бюст якобинца (высотой 24 метра, весом 60 тонн).
Arena di Verona
Италия, Верона
Древнеримский амфитеатр, третий по размеру после Колизея и капуанского, способен вместить до 30 000 зрителей, но сейчас допускается не более 15 000. За 2000-летнюю историю сооружение использовалось как арена гладиаторов, цирк, лобное место. С 1913 года здесь регулярно дают оперы. Внизу для зрителей установлены кресла, но можно посидеть и на аутентичных каменных ступенях, что обойдется дешевле.
Auditorio de Tenerife
Испания, Санта-Круз-де-Тенерифе
Футуристическое творение Сантьяго Калатравы похоже на корабль с парусом. Внутри два зала: большой симфонический и камерный. Гордость Аудиториума — грандиозный орган, 3835 труб которого размещены по обеим сторонам партера. Звук потрясающий.
Ermita de la Santa Cruz
Гватемала, Антигуа
От часовни Святого Креста (1664 год) сохранился только фасад. С 1973-го он стал задником для сцены театра под открытым небом. Под землей имеется специальная камера для оркестра. А певцы иногда во время выступлений забираются на крышу.
Globe Theatre
Великобритания, Лондон
Архитекторы создавали современное здание театра (1997 год), основываясь на исторических сведениях о шекспировском «Глобусе»: сцена с круглым двором без крыши, внизу — стоячие места, вокруг — три яруса сидячих. Внешнее сходство с оригиналом позволило новому зданию сыграть роль старого в эпизоде «Код Шекспира» британского сериала «Доктор Кто».
Oslo Opera-huzet
Норвегия, Осло
Здание частично погружено в воду и внешне напоминает айсберг. Крыша используется как площадь для прогулок — пандусы позволяют ходить повсюду. Это одно из самых технически оснащенных театральных зданий — сцена состоит из 16 платформ, которые могут двигаться в любом направлении. Главный зал освещает люстра в 800 светодиодов, ее свет преломляется в 5800 подвесках ручной работы.
Guangzhou Opera House
Китай, Гуанчжоу
Захе Хадид не удалось реализовать свой театральный проект в Уэльсе. Но то, что для британцев слишком футуристично, для китайцев в самый раз. Радикальные идеи архитектора обрели формы в Оперном театре на берегу Жемчужной реки. Интерьер — сложная система переходящих друг в друга пространств, ни одной прямой линии. В главном зале зрителей встречает панорама звездного неба: набегающие друг на друга волны потолка испещрены миллионами светодиодов.
Esplanade
Сингапур
Два чешуйчатых купола-близнеца появились в бухте Марина-Бей в 2002 году. Их сравнивали и с зефиринами, и с папайей, и даже с совокупляющимися муравьедами, пока, наконец, не прозвали «дурианом». Концертный зал считается одним из лучших в мире в плане акустики.
Le théâtre antique d’Orange
Франция, Оранж
Античный театр в Араузионе (Оранже) — один из наиболее сохранившихся древнеримских театров. Четырехъярусная стена за сценой и амфитеатр, выбитый в горе, выглядят грандиозно. С 1869 года здесь проходил фестиваль «Римские праздники». С 1902-го он сменил название на «Хорегии Оранжа» и стал ежегодным. На этой сцене блистали Сара Бернар и Монтсеррат Кабалье.
Dalhalla
Швеция, Роттвик
Первые три буквы в названии театра, намекающем на Вальхаллу, означают провинцию Даларна. Театральная площадка оборудована в 1993 году в бывших каменоломнях, в карьере глубиной 60 метров. Изумрудное озеро с чистой питьевой водой используется как естественная декорация. Акустика в карьере не хуже, чем в солидных европейских театрах, здесь практически отсутствует эхо. Каждое лето в театре проходит около 20–30 представлений.
Center for Performing Arts in Downtown Albany
США, Олбани (штат Нью-Йорк)
Если смотреть издалека, его трудно отличить от скульптуры. Здание похоже на половину разбитого яйца на подставке. Основание уходит на шесть этажей под землю. Внутри два зала. Один предназначен для концертов камерной музыки, кабаре, лекций и мультимедийных презентаций, второй — для концертов и музыкальных спектаклей.
Sydney Opera House
Австралия, Сидней
Идея сооружения пришла в голову архитектору Йорну Утзону, когда он увидел в сиднейском порту красиво расположившуюся группу парусников. Направленные в разные стороны крыши-паруса покрывает более миллиона сверкающих керамических плиток. Внутри из-за проблем с акустикой были сделаны дополнительные потолки.
Фото: Karin Nussbaumer/ullstein bild / Getty Images, Legion-media, AFP / East News, Rafał Konieczny (CC-BY-SA), iStock
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2016