«Steinway — единственное фортепиано, на котором пианист может делать все что хочет. И все, о чем мечтает», — говорил семикратный лауреат «Грэмми» Владимир Ашкенази. Джон Леннон же ничего не говорил, а просто сочинил за «Стейнвеем» свою самую главную песню Imagine. На фабрике Steinway&Sons в Гамбурге «Вокруг света» выяснил, чем лучшие рояли отличаются от обычных
Фортепиано Steinway&Sons. Гамбург, Германия
ГРУДНАЯ КЛЕТКА
Во времена Бетховена рояли были угловатыми, как письменные столы. Патент компании Steinway&Sons 1878 года описывает технологию, с помощью которой изготавливаются округлые корпуса современных роялей. Обод склеивается из нескольких (до 20) слоев клена и красного дерева, каждый толщиной не более сантиметра. Длинные деревянные ленты обмазываются клеем и складываются в один гибкий сэндвич, который оборачивается вокруг металлического «рояля» и прижимается к нему струбцинами. В таком положении будущий корпус инструмента удерживается несколько часов при повышенной температуре. За это время слои успевают оптимально расположиться относительно друг друга для поддержания формы. Готовый корпус отправляется на сушку: к нему не прикасаются в течение 100 дней, пока дерево естественным путем не отдаст всю влагу, полученную вместе с клеем.
Как и автомобилю, роялю нужна обкатка. Чтобы тысячи деталей притерлись друг к другу и заняли свои места, на фортепиано нужно играть. Первый концерт доверяют роботу: за один час он нажимает на каждую клавишу 10 000 раз. Побочный продукт этого процесса — гипнотизирующая монотонная «музыка».
Анатомия
Музыка с кровью
Во время игры все без исключения детали фортепиано движутся, резонируя в такт музыке. Рояль подобен организму оперного певца: каждый орган живет и дышит, внося свой вклад в гармонию звука.
ПЛОТЬ
Чтобы изготовить рояль Steinway&Sons , нужно три года. Два из них уходит на сушку дерева. Древесина должна быть однородной, чтобы звуковая волна не встречала препятствий на своем пути. Этого можно добиться лишь естественной сушкой в проветриваемом помещении. Непосредственно перед отправкой в цех дерево отдает остатки влаги в печи, которая больше напоминает сауну: в ней сухой воздух и температура под 100 градусов. Производители доступных инструментов помещают доски в печь, как только их привозят с лесопилки.
СЕРДЦЕ
Дека — это деревянная мембрана, которая резонирует в такт колебаниям струн. Она имеет сложный профиль: в центре толстая, к краям утончается. Глядя на деку концертного «Стейнвея», вы видите почти три квадратных метра цельной древесины. Даже под лупой не удастся рассмотреть ни единого шва, лишь размеренное чередование волокон. Монолитную с виду деку, собирают, словно мозаику, из планок, похожих на паркетную доску. Мастер подбирает части с совпадающим рисунком. После склейки, шлифовки и сушки получается идеальная мембрана, которая колеблется как единое целое и не искажает звуковую волну. Поэтому в аккорде, сыгранном на «Стейнвее», легко расслышать каждую ноту.
ХРЕБЕТ
Натяжение струн концертного рояля достигает 20 тонн. Большую часть этой нагрузки берет на себя чугунная рама. Ее шлифуют и полируют до блеска, а сверление отверстий под колки (стерженьки, на которые наматываются свободные концы струн) доверяют станку с программным управлением. Колки свободно проходят сквозь большие отверстия в раме и вставляются в деталь под названием «вильбербанк». Она склеивается из восьми слоев древесины, волокна в которых направлены под углом 45 градусов друг к другу. Благодаря этой хитрости вильбербанк не деформируется с годами.
ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ
Под крышкой рояля высокого класса можно увидеть струны, точнее отрезки струн, которые никак не могут работать. Они с двух сторон ограничены порожками, и по ним не ударяет молоточек. В действительности эти участки звучат, резонируя вместе с рабочим отрезком струны. Они настраиваются на октаву выше основного тона и придают звучанию фортепиано яркость. Физики называют это явление аликвотным резонансом, музыканты же прозвали короткие струны колокольчиками за их тонкий голосок.
НЕРВЫ
В молоточковом механизме фортепиано более 7000 деталей. Все клавиши должны давать равный «вес» под пальцами и одинаковый отклик на нажатие. Каждому молоточку положено ударять в строго определенную точку струны. Мастер колдует над клавиатурой три дня. Чтобы на доли миллиметра изменить положение молоточка, он нагревает шток открытым пламенем, слегка размягчая дерево, и аккуратно изгибает его. С помощью прокладок из тонкой бумаги специалист добивается, чтобы молоточки покоились на одинаковом расстоянии от струн и, соответственно, достигали их за одно и то же время. Столь точный механизм позволяет играть очень тихо, не опасаясь «проглотить» одну из нот.
КОЖА
Рояль вовсе не обязан быть черным. Некоторые инструменты покрываются декоративным шпоном. Удивительные симметричные рисунки без единого шва не рождаются в природе, какими бы естественными они ни казались. Краснодеревщик подбирает подходящие части мозаики из множества небольших пластин. Поверх шпона или краски наносится миллиметровый слой лака, который затем полируется вручную в течение трех дней. Впрочем, цвет на «голос» не влияет. Специально для музыкальных школ Steinway&Sons выпускает «экономичные», неполированные рояли.
Фото: Герман Морозов
Полный список из 155 чудес, которые нужно увидеть своими глазами, вы найдете в юбилейном декабрьском номере журнала «Вокруг света».
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2016