Кого бы мы ни завели — кошку, собаку, хомячка, попугая или питона, — они сразу становятся для нас «маленькими человечками». Но такой взгляд далек от реальности. Так что на самом деле хотят нам сообщить любимые питомцы, демонстрируя то или иное поведение?
ПЕРВОИСТОЧНИК
Эмоции по Дарвину
Иллюстрации для статьи взяты из труда Чарлза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). На гравюрах из этой книги были запечатлены, в частности, домашние животные семьи Дарвина. В издании также присутствовали фотографии — новшество для тех времен!
«Я по тебе скучаю…»
МЫ ВИДИМ
Домашние животные любят нас, скучают по нам, питомцы нас ревнуют, бывают задумчивы или грустны. Они, конечно же, испытывают то же, что и мы!
НА САМОМ ДЕЛЕ
Наука говорит о том, что большинство эмоций мы своим питомцам приписываем. Хотя сказать, что домашние животные начисто лишены эмоциональной жизни, нельзя. Первичные эмоции, такие как страх, гнев, радость, грусть (точнее, некие аналоги названных человеческих эмоций), у наших любимцев, конечно же, есть. И они очень нужны.
Отрицательные заставляют менять поведение и избегать неприятностей. Положительные эмоции необходимы, чтобы устанавливать длительные социальные отношения в группе. Другое дело, что правильно считывать состояние животного нам мешают стереотипы межчеловеческого общения.
«Как здорово, что ты рядом!»
МЫ ВИДИМ
Собака растянула уголки рта, будто бы улыбаясь, и машет хвостом. Определенно, она радуется!
НА САМОМ ДЕЛЕ
Замечено, что маленькие дети лет до шести воспринимают даже агрессивный оскал собаки как проявление радости и дружелюбия. Ведь именно так — растянув губы и обнажив зубы — улыбаются малышу взрослые. Становясь старше, ребенок уже начинает понимать, что оскал не к добру, однако… все равно попадает в группу риска. Его вводит в заблуждение виляющий хвост пса — всем известно, что так собака выражает радость!
Однако махать хвостом может и агрессивное животное. И лишь опытный собаковод знает: чтобы оценить эмоциональное состояние пса, надо смотреть на совокупность признаков. Радость — это когда хвост виляет, уши не напряжены, язык высунут, губы растянуты, но не видно зубов, глаза широко раскрыты, а поза животного игрива и не статична.
«Хочу быть только с тобой!»
МЫ ВИДИМ
Собака — друг человека. Не стоит сомневаться, что она будет вечно предана хозяину!
НА САМОМ ДЕЛЕ
Другом мы называем человека, с которым нас связывает эмоционально окрашенная история отношений и проекция этих отношений в будущее. Применимо ли это к собаке? Нет! Собака в течение нескольких тысячелетий искусственно отбиралась на проявление тех форм коммуникации, которые воспринимаются как инициирование и поддержание дружелюбия.
Пес, разумеется, испытывает привязанность к хозяину. Когда человека нет дома, животное может чувствовать тревогу, подавленность (мы бы сказали «грустит», «тоскует»). Когда хозяин возвращается, то встречает скачущего, размахивающего хвостом радостного питомца. Однако когнитивных возможностей даже такого развитого млекопитающего, как собака, не хватит, чтобы хранить в памяти содержательную эмоциональную историю взаимоотношений с хозяином, как это происходит в человеческой дружбе.
И уж, конечно, речь не идет о любви — как готовности поставить интересы любимого выше своих собственных. Доказательства? Собака, переселившаяся в другую семью, где о ней заботятся и требования к ней со стороны людей схожи, чаще всего быстро адаптируется к новому дому и новым хозяевам. Увидев старого хозяина через несколько лет, пес его узнает и выразит радость по поводу встречи. Но только и всего.
«Мы вместе, мы одна семья»
МЫ ВИДИМ
Собака показывает, что не обойдется без нас, а кошка демонстрирует независимость. Первая любит компанию, вторая гуляет сама по себе!
НА САМОМ ДЕЛЕ
И кошки, и собаки по природе не индивидуалисты. Они образуют группы, но группы эти разные. У собак они состоят из неродственных особей и существуют долго. В группах отсутствует иерархия в обычном смысле слова, но перед каждой особью стоит задача поддерживать определенную систему отношений внутри сообщества. Причем цель достигается не только и не столько агрессией, сколько формами примирения, поведением, снимающим агрессию. Общество людей для пса — это как раз такая группа.
Кошки образуют группы другого типа. Итальянские зоопсихологи наблюдали за вторично одичавшими домашними кошками. В порту вываливали в кучу большое количество рыбьих голов. Обнаружившие такое количество еды кошки селились поблизости и начинали размножаться. Через какое-то время рядом с питательной кучей появлялась большая популяция родственников, состоявшая из нескольких поколений.
Нечто подобное мы видим в городах, в местах, где сердобольные пожилые женщины подкармливают уличных мурок и мурзиков. Однако, как только источник питания исчезает, все эти родственники разбредаются кто куда в поисках новых мусорных куч и добрых старушек. Если поиски увенчаются успехом, возникнут новые семьи. В результате у кошки, говоря научным языком, меньше, чем у собак, форм проявления внешнего аффилиативного поведения. Им это просто не нужно.
«Мы с ней такие подружки!»
МЫ ВИДИМ
Если принести в дом, где уже есть кошка, еще одну, животные станут жить дружно. Они легко найдут общий язык!
НА САМОМ ДЕЛЕ
Отношения между неродственными особями — старой кошкой и новой — будут, скорее всего, очень напряженными, но, поскольку мы-то в их поведении никакой агрессии или напряжения не видим, нам кажется, что все хорошо.
Чтобы снизить уровень стресса у животных, необходимо предпринять меры. Для начала, например, разделить точки кормления и лотки. Способны ли соседки-соперницы «подружиться»? Такое случается редко, но, если вы однажды увидите, как обе кошки спят рядом, можно сказать, что в их отношениях наступила разрядка.
«Я больше никогда так не буду!»
МЫ ВИДИМ
Нашкодивший пес сожалеет о своем проступке. Он искренне раскаивается!
НА САМОМ ДЕЛЕ
Что у собак получается просто великолепно — так это считывать эмоции человека по малейшим признакам. Недовольство еще только зреет в нас, а пес уже знает: надо предпринять что-то, что позволит снизить агрессию. Животное умело нами манипулирует.
Это доказал оригинальный эксперимент. В ходе него владельцам собак предложили завести животных в специальную комнату. В помещении на столе лежало лакомство, но хозяин должен был строго-настрого запретить собаке есть эту пищу. Затем владелец из комнаты уходил. Экспериментаторы позволили половине собак украсть еду со стола, другой половине в этом удовольствии было отказано. Затем хозяевам предложили забрать питомцев. Тем из владельцев, чьи собаки ничего не ели, сказали, что псы их ослушались и команду не выполнили. Ну а хозяев проштрафившихся животных, напротив, поздравили с отличной дрессировкой. И вот состоялась встреча. Ни в чем не виноватые собаки поползли изображать «чувство вины», а поевшие запрещенного радостно приветствовали хозяев.
«Я ничего плохого не делала»
МЫ ВИДИМ
Чтобы кошка поняла, как плохо поступила, надо ей это объяснить, буквально ткнув носом в последствия проказ. Она никакой вины не чувствует!
НА САМОМ ДЕЛЕ
В силу видовых особенностей кошка «чувство вины» изображать не умеет. Да и знаки привязанности у нее скромнее, чем у собаки, хотя… Встречая хозяина у двери, кошка мурлычет, выражая радость. Если же владелец заметит оставленную питомицей в его отсутствие лужу на полу и решит тут же наказать кошку, ткнув носом в мочу, воспитать таким образом животное не получится.
Кошка не настолько развита, чтобы понять связь между давно совершенным поступком и вдруг вспыхнувшим гневом человека. Максимум, что она «уяснит», — это связь между вашей местью и собственным действием, непосредственно ей предшествовавшим. В следующий раз, заслышав шаги за дверью, кошка просто спрячется.
«Все люди как люди, а я королева…»
МЫ ВИДИМ
Кошка не любит прикосновений, прячется, когда в дом приходят посторонние. Это потому, что у нее гордый и независимый характер!
НА САМОМ ДЕЛЕ
Гордость и независимость тут ни при чем. Ключевым моментом для нормального общения человека с питомцем является так называемая своевременная социализация — ранние адекватные взаимодействия котят с людьми. Котенок, рано отнятый от матери, равно как и выращенный без общения с человеком, например в подвале дома или в вольере у заводчика, всю жизнь чурается ласк и сторонится людей.
Это касается и собак. Часто погромы в городских квартирах устраивают псы, проведшие первые месяцы жизни на улице или на закрытом участке загородного дома. Нормальная адаптация таких животных для близких отношений с людьми уже практически невозможна.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Душа леопарда
Эмоциональную жизнь домашних кошек мы можем наблюдать непосредственно, но вот с дикими все сложнее. Об их душевном состоянии приходится судить по косвенным признакам. Под эгидой Русского географического общества в Приморье, в национальном парке «Земля леопарда», проводились исследования, в которых участвовали сотрудники Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН.
Ученые пытались выяснить, насколько комфортно себя чувствуют в парке большие кошки — дальневосточный леопард и амурский тигр. Для выполнения своей задачи биологи собрали десятки образцов фекалий тигра и леопарда и подвергли их анализу. Выяснилось, что уровень метаболитов кортизола (стресс-гормона) в образцах не превышает обычных значений. То есть кошки вполне уживаются друг с другом, не болеют, и еды им хватает.
«Никто тебя не любит так, как я»
МЫ ВИДИМ
Наши питомцы радуют нас, поднимают нам настроение, потому что их эмоции живые, неподдельные. Животных не заменишь никакими игрушками!
НА САМОМ ДЕЛЕ
В американский пансион для очень пожилых людей в рамках эксперимента подселили собак. Организаторы опыта надеялись, что общение с животными снизит у стариков чувство одиночества и уровень депрессии. Определенных результатов удалось добиться, однако затем пациентам предложили в компаньоны собакоподобного робота Aibo, он с тем же успехом понижал уровень депрессии, как и живая собака.
В ходе еще одного эксперимента людям предложили поиграть в мячик с роботом, который не был даже похож на пса. Правда, установленная сзади антенна могла выполнять движения, напоминающие виляние хвоста. Пара подвижных панелек спереди условно соответствовала ушам. И еще на роботе смонтировали парную телекамеру — она умела устанавливать контакт с глазами человека. На один мячик робот реагировал «радостно»: вилял антенной, подъезжал близко, «смотрел» в глаза испытуемому. На другой мячик реакция была сдержанной. Когда затем участнику эксперимента предлагали выбрать мячик для новой игры, человек неизменно указывал на тот, который больше «нравился» роботу.
* * *
Домашние питомцы в городе компенсируют нехватку важных для благополучия человека социальных связей. Мы готовы очеловечивать не только забавных котов и преданных псов, но и роботов, гаджеты. Гаджетам и роботам все равно, но вот приписывание животным несуществующих эмоций таит в себе серьезную опасность. Мы часто игнорируем их реальные потребности и даже не стремимся понять. Нам хорошо, а им плохо.
Автор: Елена Федорович, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
Фото: Wellcome Library, London. Wellcome Images (CC-BY) (x7), Nature PL / Legion-media
Материал опубликован в январе 2017, частично обновлен в августе 2024