Работая над картиной, изображающей праздничную битву, художник смог одолеть тяжелую депрессию после смерти супруги Елизаветы в возрасте 30 лет от врожденного порока сердца. «Жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить себе не могу», — писал Василий Суриков брату в 1888 году, извещая его о смерти жены.
Картина «Взятие снежного городка»
Холст, масло. 156 х 282 см
1891 год
Ныне находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге
Суриков никак не мог оправиться от горя, потерял всякий интерес к жизни, с трудом работал. На следующий год родные уговорили живописца перебраться с детьми из Москвы в Красноярск, к матери. Там младший брат Александр подал ему идею для картины: штурм снежной крепости.
Традиционную игру сибирские казаки проводили в Прощеное воскресенье, последний день Масленицы. Для Василия Сурикова эта забава была одним из сильнейших впечатлений детства, к тому же он очень любил обычаи родных мест, и замысел увлек художника. Желая делать наброски с натуры, он нанимал добровольцев, которые сооружали снежные ворота и инсценировали сражение.
Осенью 1890 года Суриков вернулся с дочерьми в Москву, а в 1891-м закончил монументальное полотно «Взятие снежного городка». «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», — говорил он впоследствии поэту Максимилиану Волошину.
1. Городок. Крепость могла представлять собой единственную стену; главным элементом всегда были ворота, куда стремились прорваться атакующие. За стеной иногда помещали флаг, приз, например бочонок водки, или ледяной пиршественный стол с ледяными же яствами. Этнолог Наталья Велецкая установила сходство масленичных штурмов городка с состязаниями на языческих тризнах, притом что предназначение погребальных игр, по мнению историка Древней Руси Бориса Рыбакова, — отгонять смерть от людей, показывая их жизнеспособность.
2. Всадник. На картине показан финал игры, когда одному храбрецу удалось прорвать оборону и проскочить в ворота, обрушив верхнюю перекладину. Победителя обычно стаскивали с коня и долго валяли в снегу, а потом приводили в чувство и поили вином.
3. Лошадь. «Конь черный прямо мимо меня проскочил, помню, — рассказывал Суриков, как в детстве первый раз увидел штурм снежного городка. — Это, верно, он-то у меня в картине и остался».
4. Защитники. Стоя перед городком, они отбивались от нападавших снежками, шапками, прутьями и нагайками, а лошадей пугали шумом трещоток и холостыми ружейными выстрелами. Обе стороны действовали жестко, и участники забавы нередко получали травмы. Иногда игровое противостояние перерастало в серьезную потасовку.
5. Кошева. Так назывались в Сибири широкие и глубокие сани с плетеным кузовом, обитые кошмой для тепла. Катание на санях — еще одно масленичное развлечение, по мнению этнолога Веры Соколовой, оно связано с древним ритуалом плодородия.
6. Сани-розвальни. Низкие и широкие, использовались для перевозки и пассажиров, и громоздких грузов.
7. Зритель. В роли зеваки позировал автор идеи и брат художника Александр.
8. Девушка. Испуганную жестокой забавой барышню Суриков писал с племянницы Татьяны Доможиловой.
ХУДОЖНИК
Василий Суриков
1848 — родился в Красноярске в казачьей семье.
1869–1875 — учился в Санкт-Петербургской академии художеств.
1877 — уехал в Москву.
1878 — женился на Елизавете Шаре, наполовину француженке. У супругов родилась дочь Ольга.
1880 — у Суриковых родилась дочь Елена.
1881–1907 — состоял в Товариществе передвижных художественных выставок.
1883 — создал полотно «Меншиков в Берёзове»; умершую в ссылке дочь опального князя написал со своей жены.
1884–1887 — работал над картиной «Боярыня Морозова».
1888 — овдовел.
1891–1895 — писал «Покорение Сибири Ермаком». С отрядом Ермака с Дона в Сибирь пришел предок художника.
1916 — скончался в Москве от болезни сердца, осложненной плевритом.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2017, частично обновлен в декабре 2022