В дубайском метро прохладно. У стеклянной перегородки, отделяющей пассажиров от зоны движения поездов, собирается толпа. Подъезжает поезд, и я интуитивно прохожу в свободную часть вагона. Сажусь и вдруг понимаю, что вокруг меня одни женщины. Почти все они с покрытой головой и в платьях до пят — абайях. Из-под длинных рукавов у некоторых поблескивают браслеты. Напротив меня молодая мама в черном шелковом хиджабе что-то объясняет дочке-школьнице. Рядом дама с ярким макияжем и дорогой сумкой громко и по-деловому говорит по телефону. Студентка в красных туфлях на шпильках читает учебник по экономике на английском языке.
На стене обнаруживаю надпись, объясняющую на арабском и английском, что эта часть вагона предназначена только для женщин и детей: Women and children only. Розовая линия на полу отделяет ее от общей зоны. Женщины могут выбирать — ехать с мужчинами или без них.
На следующей остановке по ошибке на «священную территорию» заходит парень, явно не местный. И сразу попадает под обстрел недовольных взглядов из-под хиджабов. Заблудившемуся приходится ретироваться за розовую черту. В противном случае ему грозил бы штраф в 100 дирхамов (около 1600 рублей). Ежедневно контролеры в Дубае наказывают около сотни мужчин, решивших попользоваться женской привилегией комфортной езды.
«Ваш билет, пожалуйста», — обращается ко мне женщина в абайе, протягивая пластиковое удостоверение контролера. Пройдя по дамской зоне, она перемещается в смешанную. Интересуюсь у соседки, не странно ли, что контролер — женщина. Все-таки работа нервная, не для слабого пола… «Ничего странного, — отвечает та. — Если ей кто-то нагрубит, на следующей же остановке придет полиция. И вполне вероятно, что среди полицейских тоже будут женщины».
Сильный слабый пол
В эмиратской полиции женщины служат уже 40 лет. Сегодня только в Дубае около 1500 девушек-полицейских. Они одеты в зеленую форму: китель, длинная юбка или брюки, а также фуражка. Платок на голове, разумеется, тоже есть: фуражка надевается поверх него. Девушки работают в патрульной службе, их нанимают в качестве телохранителей влиятельные женщины страны. Пилоты, судьи, члены правительства, преподаватели, дизайнеры — женщины в ОАЭ работают на равных с мужчинами.
— Я бы сказала, что на нас даже больше ответственности, чем на мужчинах, ведь наш долг не только трудиться на благо общества, но и воспитывать будущее поколение, — говорит 30-летняя Хесса Аль Авади, заместитель директора отдела дизайна в Dubai Media Incorporated и мать двоих детей. С ней я познакомилась на Дубайской неделе дизайна. — Я выросла в большой семье: у меня пять сестер и два брата. Мои родители никогда не говорили, что женский удел — сидеть дома и воспитывать детей. Более того, они рассказывали о важности образования. Моя мама 20 лет преподавала, прабабушка была учительницей в кататибе — мусульманской школе при мечети. К слову, старейший в мире действующий Университет Аль-Карауин в Марокко в 859 году основала женщина — Фатима бинт Мухаммад аль-Фихри.
На Дубайской неделе дизайна второй год подряд ОАЭ демонстрирует миру свои достижения в области дизайна и технологий. Среди участников много женщин. Среди гостей тоже. Вот мимо меня без охраны проходит шейха Любна аль-Касими — первая в Эмиратах женщина-министр. Она возглавляла Министерства экономики, внешней торговли, а теперь стала первым в мире министром толерантности. Эта должность, как и министр счастья, появилась в ОАЭ в прошлом году. Оба поста достались женщинам. Сегодня в правительстве страны восемь из 29 постов занимают женщины. Среди них 22-летний министр молодежи — самая молодая женщина-министр в мире.
— Девушки моей страны открыты миру. У молодого поколения независимые взгляды, — улыбается 20-летняя Фатима Аль Сувайди, студентка Университета Шарджи. На ней черная абайя с длинными рукавами. Голова покрыта. Глаза подведены яркими синими тенями. Фатима учится на архитектурном факультете, где, по ее словам, девушек больше, чем парней. На Дубайской неделе дизайна она работает волонтером.
— Как ваша независимость сочетается с тем, что вы носите абайю и хиджаб? — спрашиваю я.
— Вообще-то нам разрешено надевать любую одежду, — невозмутимо отвечает Фатима, — но мы сами хотим носить абайю и хиджаб. Абайя, как и воспитанность, никогда не мешала самовыражению. В соответствии с нашей религией женщины должны прятать волосы и тело от мужчин. Ислам относится к женскому телу с большим уважением. Ни один мужчина не должен его видеть без нашего согласия. Под абайей мы носим все, что хотим, но снимаем ее только перед самыми близкими: родителями, братьями и сестрами, мужем и детьми. А также в женском обществе. Это часть нашей культуры, которую мы чтим. Вам непременно стоит сходить в Музей женщин.
Женское воспитание
Первый и единственный музей на Ближнем Востоке, полностью посвященный женщинам, спрятался в лабиринте узких улочек Золотого рынка. Именно здесь, в месте соединения лимана Дубай-Крик с Персидским заливом, был основан Дубай. В начале прошлого века здесь находилась небольшая рыбацкая деревня. Ее население жило продажей рыбы и жемчуга. Мужчины проводили в море по несколько месяцев. Иногда дети не видели отцов по полгода. Женщины растили детей в одиночку. Как следствие, сложился обычай обращаться к тому или иному ребенку или говорить о нем, добавляя к его имени имя матери, а не отца, как это обычно принято у мусульман. Например: Мухаммед, сын Фатимы.
В небольшой комнате за стеклом висят праздничные платья — зеленые и бордовые. Рядом коллекция духов и косметики, которыми женщины пользовались около ста лет назад. Среди прочего в музее собраны документы, свидетельствующие о том, как эмиратские женщины вместе с мужьями сражались против британских колонизаторов еще в 1819 году, а с середины XX века наравне с мужчинами занимались продажей недвижимости и открывали свой бизнес. Все документы и редкие экспонаты появились здесь благодаря уроженке ОАЭ, профессору Рафии Губаш. Она училась в Лондонском университете, восемь лет была президентом Arabian Gulf University в Бахрейне, а затем решила основать Музей женщин. На это у нее ушло почти семь лет и более трех миллионов долларов.
— Эмиратские женщины играли важную роль в обществе задолго до независимости ОАЭ. Они занимались торговлей, участвовали в политических демонстрациях, писали стихи, — рассказывает 32-летняя Иман Бен Шейба, директор издательского дома Sail Publishing и главный редактор независимого журнала Sail Magazine. Кроме того, она читает лекции по менеджменту в Канадском университете в Дубае.
— Как это стало возможно в столь религиозном обществе? — интересуюсь у Иман.
— Наша религия не запрещает нам владеть недвижимостью, работать или учиться. К слову сказать, в Европе до ХХ века женщины имели меньше прав, чем в Эмиратах, — объясняет Иман Бен Шейба. — Во многом отношение общества к женщинам зависит от руководства страны. Первый президент ОАЭ шейх Заед поддержал наше стремление учиться и работать. А на него, в свою очередь, повлияла его мудрая мать, шейха Салама бинт Бутти аль Хамед, которая воспитывала в сыновьях уважение к женщинам.
Плоды просвещения
Мать шейха Заеда подсказала ему заняться образованием населения. Первая школа для мальчиков появилась в Шардже в 1953 году. Ее открыли британцы, которые контролировали территорию ОАЭ и соседних стран. Они обеспечили финансирование, а специалистов привезли из Кувейта, где уже 40 лет как работали учебные заведения. Прежде мальчики в Эмиратах учились в духовных школах при мечетях. А девочки получали образование дома. В это время уровень безграмотности среди населения достигал 90 %.
Очень скоро, уже в 1954 году, британцы открыли первую школу для девочек. Но будущий президент страны, а тогда эмир Абу-Даби — самого богатого из эмиратов — не хотел, чтобы его народ обучали преподаватели из Кувейта. Как только нефть принесла доходы, шейх Заед вложил их в образование. А его третья жена, шейха Фатима бинт Мубарак, позаботилась о том, чтобы девушки тоже смогли учиться. Она учредила День женщин и Всеобщий союз женщин. Благодаря ее поддержке в 1977 году девушки впервые в истории ОАЭ поступили в университет. А пять лет спустя шейха Фатима лично поздравила женский выпуск.
— Шейха Фатима так много сделала для женщин нашей страны, что теперь ее называют матерью нации, — говорит 22-летняя Фатима Бу Асаба, студентка Колледжей высшего технического образования (Higher Colleges of Technology) — самого крупного высшего учебного заведения ОАЭ. Девушка изучает графический дизайн, а в будущем хочет работать в модной индустрии. — У многих из нас бабушки и даже мамы не работали. Раньше просто не было таких возможностей. Девушки выходили замуж в 13 лет, рожали по 14 детей. Но теперь все по-другому. Все мои сверстницы стремятся получить образование, прежде чем выйти замуж. Да и после замужества женщины не сидят дома.
С Фатимой соглашаются и ее подруги. Они впятером проходят практику в ювелирном бутике, чтобы определиться с будущей профессией.
— Арабские женщины обожают украшения, — вступает в беседу 19-летняя шейха Аль Али, студентка Университета имени шейха Заеда. — Нам приятно получать их от мужчин. Но сейчас женщины сами себе могут их позволить. Дело мужа — содержать семью. Если его жена тоже зарабатывает, она имеет право потратить свои деньги на все, что захочет. Как и махр — приданое, которое жених дарит перед свадьбой будущей жене.
— Мы можем сидеть дома, но не хотим, — продолжает студентка Фатима. — Государство платит за наше образование и позволяет учиться за рубежом бесплатно. Даже дает денег на свой бизнес. Нам помогают понять, в какой сфере мы хотим работать. Например, час в день мы занимаемся факультативно тем, что нам нравится: дизайном, программированием. Нас всегда учили, что мы, девушки, можем все.
Фатима разрешает мне сфотографировать ее вместе с подружками. Если это сделать без согласия девушки, рискуешь схлопотать штраф. Через несколько дней мне приходит сообщение от Фатимы с просьбой не публиковать ее снимок. «Но почему ты передумала?» — «Мой муж против». — «А как же свободолюбие?» — «Семья для нас святое. Крепкая семья — крепкое общество. А мы за него в ответе».
Статистика: гендерное неравенство
95,8 % среди женщин и 93,1 % среди мужчин — уровень грамотности в ОАЭ. В 1975 году только 38 % женщин ОАЭ в возрасте от 15 лет умели читать и писать.
66 % должностей в госсекторе занимают женщины. 30 % из них находятся на руководящих постах.
8 из 29 министров страны — женщины. Для сравнения: в России — 2 из 22 (министр здравоохранения и министр образования).
23 % — доля женщин в парламенте ОАЭ по состоянию на 2016 год (0 % в 1990 году). Для сравнения: 13 % — доля женщин в парламенте РФ в 2016 году (16 % в 1990-м).
20 % дипломатического корпуса ОАЭ составляют женщины. Среди них четыре посла и один генеральный консул. Для сравнения: в дипломатическом корпусе РФ 13,7 % женщин. Женщин в ранге чрезвычайного и полномочного посла нет.
71,6 % студентов государственных вузов ОАЭ — женщины.
95 % девушек и 80 % юношей ОАЭ после школы поступают в университет.
65 % среди учителей-женщин в ОАЭ — представительницы коренного населения.
Средний возраст матери при рождении первого ребенка ~ 28 лет. Для сравнения: в России ~ 25 лет, в Швейцарии ~ 30 лет, в Мексике ~ 21 год.
Ожидаемая продолжительность жизни в ОАЭ (2015): мужчины — 76,4 года, женщины — 78,6 года.
Условные обозначения:
Абу-Даби
Аджман
Дубай
Рас-эль-Хайма
Умм-эль-Кайвайн
Фуджейра
Шарджа
Ориентировка на местности
Объединенные Арабские Эмираты
Федеративное государство, состоящее из семи эмиратов — абсолютных монархий
Столица: Абу-Даби
Площадь: 83 600 км2 (114-е место в мире)
Население: 9,856 млн человек (91-е место)
Плотность населения: ~118 чел/км2
ВВП: 375,022 млрд долл. (31-е место)
ВВП на душу населения: 38 050 долл. (20-е место)
Достопримечательности: Музей женщин в Дубае, Центр женских ремесел в Абу-Даби, Ladies Nights — вечеринки в клубах Дубая с бесплатными напитками для девушек (для мужчин — за деньги).
Традиционные блюда: макбус — рис с мясом, овощами и специями, харис — своего рода каша из пшеницы и мяса, фаршированный верблюд.
Традиционный напиток: джалляб — сироп из фиников, кэроба, патоки и розовой воды.
Сувениры: золотые украшения, шоколад с верблюжьим молоком, далля — медные кофейники.
Расстояние от Москвы до Абу-Даби ~ 3750 км (от 5 часов в полете)
Время опережает московское на 1 час
Виза россиянам не требуется
Валюта дирхам (1 AED ~ 0,27 USD)
Фото: Getty Images, AP / East News, iStock, Getty Images, Getty Images, Reuters / Pixstream, iStock, Hemis / Legion-media (x2), Getty Images; Alamy, Hemis (x2) / Legion-media; iStock
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» №3, март 2017