Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Святой Патрик обживает Москву

17 марта 2017Обсудить

Как в России проходил первый первый парад в честь Дня святого Патрика

Святой Патрик обживает Москву

Впервые после московских событий начала октября 1993 года на пересечении Садового кольца и Нового Арбата — на этом самом горячем перекрестке столицы России — собралось столько народа. Не скажу, что там была «вся Москва». Но точно — «вся Ирландия», вернее, все ее представители, которые в этот мартовский день находились в Москве.

В течение трех часов движение по Новому Арбату было перекрыто, и по центральному проспекту столицы проследовал красочный парад, особенно яркий в лучах первого по-настоящему весеннего солнца на фоне еще серого после зимы города. Так ирландцы, продолжая традицию других стран, где живут их соотечественники, уже в третий раз отметили в Москве свой популярнейший национальный праздник — День святого Патрика.

Святой Патрик, креститель Ирландии, — национальный святой этой страны. Согласно легенде он родился в Британии, откуда в 16 лет его похитили и увезли в рабство в Ирландию, где он шесть лет пас овец. Там он обратился к Богу и позже вновь вернулся в Ирландию, но уже епископом и крестил ирландцев. Это было во второй половине V века. А уже с VII века имя Патрика стало обрастать легендами. Две из них широко распространены и сегодня. Считают, что это именно он извел в Ирландии всех змей — заманив их в море и уничтожив. На этом острове действительно нет змей (правда, биологи утверждают, что их там никогда не было!). И еще говорят, что Патрик использовал трилистник , чтобы объяснить значение Святой троицы язычникам: три лист анна одном стебле — это как Бог в трех лицах. Поэтому сегодня ирландцы в День святого Патрика прикалывают это национальное украшение и символ страны в качестве украшения. Или вышивают. Или рисуют — если живого трилистника нет под рукой.

Обязательным атрибутом Дня святого Патрика стали и парады. Правда, особенно шумно они проходят не в самой Ирландии, а в среде ирландских эмигрантов в США.

Теперь традиция проводить парады на день святого Патрика укоренилась во многих городах мира, в которых существуют крупные ирландские общины, — в Бостоне, Сиднее, Торонто, где 17 марта повсюду вывешивают изображение трилистника, красят в зеленый цвет дорожки и пьют зеленое пиво.

В московском параде прошли, естественно, кроме самих ирландцев, служащие многих западных фирм и представительств, а также военные оркестры, лихие кавказские горцы и удалые казаки на конях, а также гусары. Шли ярко раскрашенные машины, на открытых кузовах которых воссоздавалась обстановка и ирландского бара, и русский хоровод. Были и ряженые, изображавшие и легендарного епископа, и персонажей рекламы и комиксов. Открывала шествие машина с надписью на забытом уже и большинством ирландцев ирландско-гэльском языке. Русский понимало куда больше народу даже среди московских ирландцев, и на этом языке с Днем святого Патрика поздравляла собравшихся надпись на огромной цистерне московской фирмы, занимающейся перевозками молока. И еще шли десятки людей с изображениями трилистника — в руках, на одеждах, на плакатах, а то и просто налепленными на лоб и щеки. И все это — под флагами Республики Эйре и белыми, зелеными и оранжевыми воздушными шарами, представляющими, национальные цвета Ирландии в Москве.

... Но если в 1993 году на День святого Патрика, празднование которого совпало с Днями Ирландии в Москве, из Ирландии прибыло в Москву более 150 артистов, в том числе и считающийся лучшим на парадах оркестр «Артейн бойз бэяд», то в этом году все было организовано силами москвичей — россиян и иностранцев.

В отличие от Америки, Австралии, Канады, Британии, да и многих других стран мира, ирландцев в России не так много. Не было у нас с Ирландией давних исторических связей, таких, как, например, с Шотландией, давших нам Брюсов, Брюсовых и Лермонтова. А фамилия типа О'Хара и О'Хиггинс, которые можно встретить даже в Латинской Америке, вряд ли найдешь в телефонных справочниках многомиллионных Москвы и Петербурга. Да и дипломатические отношения Советский Союз установил только в начале 70-х… И все же Москва, пожалуй, единственная из столиц стран, где нет крупной ирландской общины, но где празднуют День святого Патрика.

— В России работает всего 300 моих сограждан, но влияние ирландской общины здесь никак не соотносится с ее размерами, — говорит посол Эйре в Москве Патрик Маккейб. — Для меня кажется просто феноменальным бурный рост нашей деловой активности, несмотря на то, что местная экономика переживает значительные трудности.

Когда Маккейб приехал в Москву три года назад, в России находилось лишь 130 его сограждан. Сегодня в нашей столице действуют около двух десятков ирландских фирм, на которых работают почти полторы тысячи россиян.

Впервые свой бизнес в России ирландцы начали шесть лет назад, когда авиакомпания «Аэр Рианта» создала совместное предприятие и открыла беспошлинный магазин в международном аэропорту Шереметьево. Летом 1991 года на Новом Арбате в Москве появился торговый центр «Irish House» («Ирландский дом») и бар «Shamrock» («Трилистник»), где москвичам предлагались всевозможные ирландские и другие западные товары, а также ирландская картошка с мясом и запотевшие стаканы пива «Гиннесс». В новый магазин и бар стали охотно наведываться не только ирландцы и прочие иностранцы, но и, даже прежде всего, — россияне. Поэтому другие фирмы тоже решили переключиться на наших покупателей.

Но особенно ярко и наглядно ирландское присутствие в Москве — в середине марта, на День святого Патрика.

В самой Ирландии День святого Патрика — религиозный праздник, сопровождающийся церковными церемониями, как Рождество и Пасха. Хотя вряд ли кто отказывает себе в удовольствии выпить в этот день ирландских виски или хотя бы пива. Говорят, что если ирландцы в этот день и носят трилистник и проходят по городам парадом, то лишь для того, чтобы оправдать ожидания туристов. И все же энтузиазм по отношению к этому празднику сыграл свою роль — как-никак, он стал днем единения всех, кто считает себя ирландцами. В Голуэе, например, устраивают настоящий парад по полной программе, оплачивают его владельцы местных магазинов и гостиниц.

То же, похоже, происходит и в Москве, где растущий ирландский бизнес использует такую возможность заявить о себе. Главными организаторами праздника были, как всегда, «Аэр Рианта» и «Ирландский дом», который своим появлением на Новом Арбате и положил начало парадам в День святого Патрика в Москве. Но к их начинанию охотно присоединилась и три десятка других западных, причем не только ирландских, и российских фирм.

... Успех ирландского бизнеса в России и растущую популярность мартовского парада среди москвичей можно было бы отнести просто на счет «ирландского везения». Но Дэмиан Гиббоне, менеджер из «Аэр Рианта», объясняет эти так:

— Ирландцы и русские очень похожи. Я думаю, из-за этого мы так легко приживаемся здесь. И у нас к тому же одинаковое чувство юмора.

Многие русские разделяют это мнение. Московская художница, оформлявшая несколько передвижных сцен для праздничного шествия, заметила:

— Ирландцы так похожи на нас! Такие же безалаберные и веселые, как и мы.

Москвичам, похоже, действительно по духу то веселье, которое создает этот, пока еще непривычный в Москве, парад.

— Хороший у вас праздник, — пыталась передать свое впечатление двум ирландцам, едва понимавшим русский язык, пожилая москвичка, стоявшая со своей внучкой в переднем ряду зрителей.

Праздник на самом деле хороший, потому что он напоминает москвичам, в общем-то истосковавшимся по непринужденному простосердечному веселью, что демонстрация может идти не только под политическими лозунгами и не только на штурм баррикад...

Фото автора

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» №7, июль 1994

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения