Комбинезон пилота «Формулы-1» можно назвать родственником космического скафандра. Материал, из которого шьют комбинезоны гонщиков, так называемый Nomex, — разработка космических инженеров. В автоспорт он просочился благодаря Чарлзу Конраду.
Одно время Конрад был гонщиком, но не добился заметных результатов, зато стал командиром Apollo 12 — второго американского космического корабля с лунным модулем LM-6. Конрад рассказал о чудо-материале знакомому — Биллу Симпсону, владельцу компании по производству гоночной экипировки.
1. Комбинезон весит полтора килограмма, причем треть массы приходится на рекламные нашивки. Комбинезон выдерживает открытое пламя горящего автомобильного топлива до 40 секунд. Этого времени должно хватить, чтобы пилот в случае аварии покинул кабину. Микроклимат внутри комбинезона создают клапаны, пропускающие воздух. Находятся они под поясом и рукавами. В случае аварии или возгорания комбинезон меняют, даже если он не пострадал. В среднем за сезон гонщик использует около 20 комбинезонов. На изготовление костюма нужно около четырех часов.
2. Рекламные нашивки не горят и не плавятся, так как сделаны из огнеупорного материала и крепятся к комбинезону огнеупорными нитями.
3. «Погоны» на плечах — не декоративная деталь, а функциональная. Это петли, ухватившись за которые, можно быстро вытащить из болида потерявшего сознание или травмированного в аварии пилота.
4. Шлем из ударостойкого материала Lexan. Способен выдержать 30-секундное воздействие пламени горелки с температурой 138 градусов (не нагреваясь при этом внутри более чем на 70 градусов) и удар килограммового свинцового шарика, летящего со скоростью более 500 км/ч. Шлем обладает высокой шумоизоляцией — в непосредственной близости от головы пилота находится двигатель болида. В шлем вмонтировано устройство, которое обеспечивает гонщика питьевой водой (из-за высоких перегрузок может происходить обезвоживание организма).
5. Наружный слой высоких ботинок — из замши и кожи, пропитанных негорючим составом. Изнутри обувь обшита тем же материалом, из которого сделан комбинезон. Подошва заходит на пятку, чтобы защитить ее от протирания — во время гонки пилот часто меняет положение ног на педалях.
Материал опубликован в мае 2014, частично обновлен в октябре 2024