■ Почитают великанов и эльфов настолько, что строят для последних на своих участках не только домики, но даже церкви.
■ Исландцы любят складывать из обычных слов сложные понятия: Например, gluggaveður — это «погода, которая кажется хорошей из окна, но на самом деле нет». Понятие образовано от слов gluggi («окно») и veður («погода»).
■ Сверяют по спецприложению, не является ли избранник близким родственником. Население — всего 330 тысяч человек, так что велика вероятность генетических проблем у детей.
■ Считают новорожденных. В кафе Рейкьявика есть счетчик. Когда где-то рождается младенец, счетчик под музыку перекручивается на новую цифру. Все аплодируют и выпивают за здоровье нового викинга. В марте 2017 года бокалы поднимали чаще — спустя 9 месяцев после победы футболистов над Англией в 1/8 Евро-2016 число новорожденных выросло.
■ Отапливают дома и подогревают тротуары горячей водой из геотермальных источников.
■ Пекут хлеб на земле, разогретой вулканическим теплом. А яйца варят, опустив в гейзер.
■ Пьют «черную смерть» — алкогольный напиток из картофеля и тмина. Им запивают хаукадль. Для его приготовления акулье мясо закапывают в песок на 6–12 недель (мясо гренландской акулы ядовито, но после ферментирования большая часть яда разлагается).
■ Как правило, не имеют фамилий. Их функцию выполняют отчества. Так, певица Бьорк Гвюдмюндсдоуттир — это «дочь Гвюдмюнда». Поэтому у членов семьи разные «фамилии». С ростом населения исландцы начали давать детям двойные и тройные имена. Расширяют линейку имен названия животных и растений: Бьорк — «береза», Ульфур — «волк», Хьёртур — «олень», Свана — «лебедь».
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2017