«Мне чрезвычайно нравится мысль, что мои произведения не говорят ни о чем», — заявлял Магритт. Художник был убежден: он должен будоражить воображение зрителя видом привычных вещей в неожиданных сочетаниях, и только. Живописец не жаловал толкователей, пытавшихся найти на его полотнах и в их названиях глубинный смысл.
Картина «Сын человеческий»
Холст, масло 116 х 89 см
1964 год
Ныне принадлежит частному коллекционеру
Когда меценат Гарри Торкзинер заказал Магритту автопортрет, художник написал картину «Сын человеческий», на которой лицо персонажа закрыто яблоком, а одежда лишена индивидуальности. Однако бельгийский сюрреалист действительно ассоциировал себя с безликим, стандартно одетым человеком в котелке.
Магритт писал этого персонажа всю жизнь на множестве картин и не раз фотографировался в таком же костюме, закрывая лицо. Детали полотна «Сын человеческий» также могут немало рассказать о пытавшемся спрятаться авторе и его внутреннем мире.
1. Человек в котелке. Подруга и модель Магритта, поэтесса Ирен Амуар упоминала о его опасениях, что из-за названия «Сын человеческий» центрального персонажа картины сочтут теологическим символом. Художник не закладывал такого подтекста, однако британский арт-критик Дэвид Силвестер, например, считал, что Магритт изобразил себя кем-то вроде бога созданной им сюрреалистической вселенной.
2. Стиль. Плакатную манеру изображения художник усвоил в молодости, когда зарабатывал на жизнь созданием рекламных постеров.
3. Пальто. Персонаж одет строго и скромно, как клерк или небогатый торговец середины XX века. Такого стиля в одежде и поведении придерживался сам Магритт: художник, в отличие от других сюрреалистов с их экстравагантными выходками, вел тихую и размеренную жизнь представителя среднего класса.
4. Парапет. На полотнах Магритта живые существа нередко превращаются в камень или изображаются рядом со скалами или каменной оградой. В комментарии к другой картине, «Черная магия», художник писал: «…есть связь между тяжкой природой камня, так сказать, „тяжелым чувством“, и психической и физической системами человеческого существа».
5. Шляпа-котелок. Магритт изобразил этот, по его выражению, «самый неоригинальный головной убор» на нескольких картинах и без «владельца». «Я тоже ношу котелок — у меня нет желания выделяться из массы», — говорил художник, который, по свидетельству знавших его людей, принципиально не покупал более модную и дорогую шляпу.
6. Яблоко. Еще один сквозной образ в творчестве Магритта. Некоторые исследователи считают это яблоко «запретным плодом», символом различных соблазнов для человека Новейшего времени. Однако самого художника больше занимал мотив сокрытия лица персонажа посторонним предметом, что, по его словам, порождает сильное чувство, «конфликт между видимым неявным и видимым явным». Знатоки творчества Магритта связывают одержимость художника этим мотивом с переживаниями детства: когда нашли тело его утопившейся матери, лицо покойной, как рассказывали, закрывала сорочка.
ХУДОЖНИК
Рене Магритт
1898 — родился в поселке Лессин в Бельгии в семье торговца.
1915 — начал писать картины маслом в стиле импрессионизма.
1916–1918 — учился в Академии изящных искусств в Брюсселе.
1922 — женился на подруге детства Жоржетт Берже.
1926 — создал картину «Потерянный жокей» в стиле сюрреализма; это, как выразился Магритт, «первое полотно, которое я написал с ощущением, что нашел собственный путь».
1926–1927 — создал первые картины, на которых появляется «человек в котелке» («Размышления одинокого прохожего», «Убийца в опасности»).
1927–1930 — жил в Париже, где подружился с французскими сюрреалистами, повлиявшими на его творчество, особенно с Андре Бретоном.
1928–1929 — написал «Вероломство образов», поставив вопрос о соотношении объекта и изображения в живописи. Этой картине посвятил в 1973 году философское эссе знаменитый мыслитель Мишель Фуко.
1967 — умер от рака поджелудочной железы, похоронен на Схарбекском кладбище в Брюсселе.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2017, частично обновлен в августе 2023