Ява — самый многонаселенный остров на планете: на скромные 132 000 км2 здесь приходится 151 миллион жителей (больше, чем всё население России). В окружении десятков вулканов, многие из которых действующие, яванцы производят самый дорогой в мире кофе копи лювак, скармливая зерна пушистым зверькам мусангам. Здесь расположены величайший буддийский храм Боробудур и напоминающий космодром индуистский комплекс Прамбанан. Неудивительно, что именно на сказочном острове Ява зародилась суракарта — игра не просто с особенными правилами, но с иной, неевклидовой геометрией.
На самом деле яванское происхождение игры спорно. Действительно, одноименный город Суракарта находится в провинции Центральная Ява, в бывшем султанате Матарам. Изображение четырехлепесткового узла, похожего на автомобильную транспортную развязку, было найдено на острове в старинном храме. Однако подобные петроглифы есть и на Корейском полуострове, и они гораздо больше похожи на игровые поля, чем яванские.
Суракарта могла возникнуть на стыке восточной и западной культур: исследователи датируют игру XVII веком, и именно в этот период голландские колонизаторы завезли в Индонезию испанские шашки алькуерк.
Во второй половине XX столетия суракарта стала известна во всем мире благодаря историку-игроведу Роберту Беллу. В своей книге он описал правила игры на бесконечном поле. В обычных шашках или шахматах доска имеет четкие границы. Участники вольны занимать левый и правый фланги, выступать на фронт или отходить в тыл. В суракарте горизонтали перетекают в вертикали и наоборот (по сути, говорить о продольном или поперечном движении в этой игре бессмысленно), поэтому поле лишено краев.
Здесь теряют значение понятия «право» и «лево», «вперед» и «назад». Чтобы иметь успех, придется забыть о старых привычках, раскрепостить сознание и предельно обострить внимание: при взятии фишка задействует боковые петли поля и приобретает не ограниченную дальнобойность, поэтому соперник может нанести молниеносный удар в самый неожиданный момент.
Индонезийцы расчерчивали поле на черном вулканическом песке и играли камешками или раковинами. Сегодня на доске делают желобки, а вместо плоских шашек используют шарики, превращая игру в подобие бильярда — от легкого движения пальцев фишка буквально пролетает заветные петли. Правда, надо соблюдать осторожность и не превращать игру в «Чапаева»: шарик, пущенный неопытной рукой, способен разметать всю позицию. Чтобы этого не происходило, на перекрестках делают лунки.
Суракарта феноменальна с точки зрения топологии, геометрии, культуры. Подобно ленте Мёбиуса, ее поле представляет собой закольцованную поверхность, спроецированную в компактную фигуру. Взаимные превращения горизонталей и вертикалей напоминают о гравюрах Эшера и картинах супрематистов.
Наконец, петляние фишек перекликается с буддийской философией и ее бесконечной цепочкой перерождений. Именно поэтому легко верится в то, что игра под названием «суракарта» действительно зародилась на острове Ява, в окрестностях величайшего храма Боробудур.
ИСКУССТВО
Игры разума
Гравюры голландского художника Маурица Корнелиса Эшера изображают трехмерное пространство, в котором тем не менее так легко затеряться из-за немыслимого взаимного расположения объектов. Мозг зрителя не может определить, где верх, где низ, где право, где лево — точно так же, как при игре в суракарту.
Как играть в суракарту
Начальная расстановка
В основе игрового поля лежит сетка 6 х 6. Она дополнена петлями, соединяющими горизонтальные и вертикальные линии между собой. Фишки ставятся на перекрестья, а не в клетки. У каждого игрока по 12 фишек, которыми в начале игры заполняют два крайних ряда на своей стороне доски.
Ход
Жребий определяет, кто из игроков начнет партию, далее ходят по очереди. За ход можно переместить фишку на один соседний перекресток в любом направлении, в том числе назад и по диагонали.
При обычном ходе без взятия задействовать петлю не разрешается. Перепрыгивать фишки, свои или соперника, нельзя.
Взятие
При взятии атакующая фишка двигается по горизонтали или вертикали на любое расстояние, при этом обязательно задействовать хотя бы одну петлю (а можно и несколько).
Траектория удара может быть сколь угодно длинной и сложной. Единственное условие: на пути атакующей фишки не должно быть помех в виде других фишек, своих или чужих. В результате взятия бьющая фишка занимает место битой, которая снимается с доски.
Необязательность взятия
В отличие от большинства шашечных игр, взятие в суракарте необязательно.
Это вполне понятно: суть игры в том, чтобы вовремя заметить освободившийся путь между своей и вражеской фишкой и «выстрелить». Серия взятий в суракарте не разрешается.
Цель игры
Побеждает участник, срубивший все фишки соперника. Если же фишек осталось мало и они уже не могут поймать друг друга, выигрывает тот, у которого фишек на доске сохранилось больше.
Такое происходит редко: пропускать ход нельзя, и какая-нибудь фишка непременно окажется на линии удара.
При равном количестве фишек объявляется ничья. Обычно соперники устраивают серию игр, победу в ней определяют или по количеству выигрышей, или по количеству набранных очков, которые начисляются за каждую сбитую фишку.
Тактика
Фишки обретают максимальную силу ближе к центру доски, где им доступно сразу несколько петель. Фишка же, стоящая в углу доски, хоть и находится в безопасности (сбить ее нельзя), но любой ход сразу подставит ее под удар. Упредить атаку противника нелегко, а взятие слишком часто открывает дорогу для ответного удара: ведь кроме вертикали и горизонтали, на которых стоит фишка, необходимо держать под контролем еще четыре линии, причем одна переходит в другую.
Фото: Matej Batha (CC-BY-SA) (X2), Diomedia, ISTOCK (X4), из архива Дмитрия Скирюка
Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2017, частично обновлен в мае 2023