Манеру и тематику живописи, которые кажутся результатом напряженного творческого поиска художника, иногда определяют более прозаичные обстоятельства. Эдгара Дега еще его современники прозвали живописцем балерин. Он был завсегдатаем театров, однако тема балета затмила в творчестве Дега прочие далеко не сразу.
Картина «Голубые танцовщицы»
Бумага, пастель 65×65 см
Около 1898 года
Ныне находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве
В 1874 году умер его отец, оставив огромные долги, уничтожившие семейное дело — банк. Безбедное существование сына состоятельного банкира закончилось, и Дега пришлось всерьез задуматься о заработке живописью. Британский историк искусства Джон Кир связывает с этим начало «балетного бума» в творчестве художника в середине 1870-х: изображения прелестных танцовщиц хорошо продавались.
И импрессионистскую манеру письма Дега, можно сказать, приобрел поневоле. Художник, в отличие от собратьев, не стремился бросать на холст мимолетные впечатления. Но зрение, подводившее Дега еще в молодости, с годами катастрофически ухудшалось. Прорабатывать линии и мелкие детали на холсте было все труднее. Живопись пятнами, размытые формы, яркие тона — в 1890-е, спустя годы после распада группы импрессионистов, манера слепнущего Дега стала по-настоящему близкой их «канону».
1. Позы. На первый взгляд балерины движутся по кругу в танце. На самом деле девушки стоят на месте, поправляя одежду перед выходом на сцену. Художник предпочитал рисовать и писать балерин не во время выступления, а в обыденной обстановке: на репетициях, в гримерной, за кулисами.
2. Девушки. Точнее, девушка: позировала, скорее всего, одна натурщица, а не четыре. И вовсе не для картины. После смерти Дега среди его вещей были найдены три негатива фотографий балерины. Девушка — вероятно, одна и та же — снята в разных положениях, совпадающих с позами трех «голубых танцовщиц».
3. Палитра. «Цвета Дега стали последним и величайшим даром современному искусству», — восхищался американский исследователь Джордж Херд Гамильтон. Однако сам художник как-то заявил арт-дилеру Амбруазу Воллару, что охотнее ограничился бы черно-белой палитрой, но приходится учитывать вкусы публики: «Все наседают, требуют цвета…»
4. Костюмы. По словам Дега, в моделях-танцовщицах его как художника привлекала не столько девичья краса: «Балерины всегда были для меня предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
5. Пастель. В старости Дега предпочитал пастель маслу не только ради художественных возможностей этого материала, но и из-за слабеющего зрения. Пастель не требует высокой точности, ею удобно рисовать, стоя вплотную к холсту, — так глаза художника меньше напрягались.
6. Свет. В отличие от собратьев-импрессионистов, Дега не любил работать на пленэре. Он предпочитал выписывать эффекты, создаваемые искусственным освещением. Возможно, оттого что глаза художника болели от яркого солнца.
7. Граница кадра. Фигуры девушек как будто произвольно обрезаны границами картины, и изображение кажется спонтанно выхваченным из жизни моментом. Однако Дега всегда тщательно продумывал композицию работ. «Нет искусства менее непосредственного, чем мое», — утверждал он.
ХУДОЖНИК
Эдгар Дега
1834 — родился в Париже в семье банкира 19 июля.
1855–1856 — посещал Школу изящных искусств.
1862 — познакомился с Эдуаром Мане и другими будущими импрессионистами.
Около 1870 — создал «Оркестр Оперы»; на картине — одно из первых изображений балерин в творчестве Дега.
1870–1871 — добровольцем участвовал во Франко-прусской войне; у Дега выявили проблему со зрением — отслоение сетчатки.
1881 — создал из подкрашенного воска, волос и ткани статуэтку «Четырнадцатилетняя танцовщица» — единственную скульптуру художника, выставлявшуюся при его жизни. Она произвела фурор.
1908 — почти потеряв зрение, не смог больше писать картины и переключился на скульптуру.
1912 — перестал работать окончательно: здоровье художника подкосил вынужденный переезд из дома, в котором он прожил более 20 лет (здание подлежало сносу по распоряжению властей).
1917 — умер от инсульта 27 сентября. Похоронен на кладбище Монмартр в Париже.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2017, частично обновлен в июле 2023