Вещи уходят из повседневной жизни, но остаются в пословицах и поговорках. «Покатился кубарем», «не видно ни зги» — говорим мы, хотя никто уже не помнит, что такое кубарь или зга*. Старожилы датского острова Борнхольм, указывая на мота и транжиру, произносят: Spilla daldōs — «заигрался в дальдоc». Произносят не задумываясь. Чтобы восстановить облик и правила походной забавы викингов, понадобилось международное расследование.
В конце XIX века в свет вышел роман датского писателя Йенса Якобсена «Фру Мария Груббе». Его действие разворачивается в 1661 году, а главная героиня, жена королевского бастарда, — реальная историческая личность. В романе упоминается, что Мария Груббе играет в дальдос (это датский вариант названия игры, а норвежский — дальдоса). В 20-е годы XX века музейный работник Ханс Биллескоф Янсен заинтересовался этим фрагментом. Предположив, что писателю самому доводилось играть в дальдос, Янсен разыскал Марию Катрин Билле — дочь фермера с маленького хутора в Ютландии, в доме которого когда-то гостили родители Якобсена. На чердаке у Марии нашлась доска в форме кораблика, такая же, как и несколько других, ранее обнаруженных на островах Морс, Тистед и Фанё. Пожилая женщина показала, как играть в забытую игру.
В соседней Норвегии, в округе Ерен графства Ругаланн, традиция играть в дальдосу сохранялась до середины XX века. Во время Второй мировой войны, когда здешние фермерские хозяйства оказались изолированными, игра неожиданно получила новый смысл: теперь фишки «норвежцев» выступали против «немцев». С окончанием боевых действий интерес к дальдосе угас. В 1968 году школьный учитель Ула Баркве обнаружил уцелевший набор и написал об этом в местном историческом журнале, попутно обещав награду в 100 крон любому, кто сообщит подробности об игре. На призыв откликнулись датчане. Так выяснилось, что датская и норвежская игры родственны.
Поле дальдоса похоже на лодку, а фишки — на сидящих вдоль бортов гребцов. Фигурки вставляются в отверстия и не падают с доски, даже если играть на корабле в сильную качку. Очевидно, дальдос любили моряки, раз все сохранившиеся наборы были найдены в прибрежных районах и на островах.
По морю дальдос и прибыл в Европу. Внешне он схож с древнеегипетской игрой шен, или «собаки и шакалы», но первую известную доску для дальдоса и последнюю доску для «собак и шакалов» разделяют 2000 лет. «Потомки» шена — сиг и таб существуют у бедуинов Сахары и Судана. Как эти игры попали на Север? Скорее всего, стараниями самих северян: в IX веке дракары викингов заплывали в Средиземное море и ходили у берегов Африки. Почти тысячу лет дальдос кочевал вдоль побережья Атлантики, с одного корабля на другой. А когда паруса сменились паровыми двигателями, от игры осталась лишь поговорка, которую произносят не задумываясь.
* Кубарь — тяжелый волчок, который подгоняли хлыстиком. Зга, по одной из версий, — крепление под дугой тележной упряжи, на которое вешают колокольчик. Если погода такая, что ямщик зги не видит, куда-то ехать бесполезно
Дальдос
Игровое поле
На доске, напоминающей кораблик, три ряда отверстий. Датские и норвежские доски разные: на датской по 16 отверстий в крайних рядах и 17 в центральном, на норвежской их соответственно 12 и 13. Фишки соперников различаются не цветом, а формой — квадратные и круглые.
Кости
Игральные кости необычны: это две короткие четырехгранные палочки со сточенными торцами. Три грани отмечены римскими цифрами II, III и IIII, а вместо единицы в Дании принято вырезать букву, А, в Норвегии — X; эта грань называется dallen, а сторона с двойкой — døs, что, собственно, и дало имя игре.
Старт игры
Фишками заполняют внешние ряды, причем «лопасти» ориентируются перпендикулярно дорожкам. Для хода нужно, чтобы хоть одна кость показала «дал» — это позволяет активировать фишку: игрок поворачивает ее, как ключ, параллельно дорожкам, после чего она может ходить. Активировать разрешается любую фигуру, но обычно первый ход делает ближняя к «корме», так как чужую фишку можно перепрыгнуть, а свою нет. Через две и больше фишек прыгать нельзя.
Ходы
Выйдя на центральную дорожку, фишки движутся от «кормы» к «носу» и рубят друг друга, занимая места фишек противника. Выпавшие на костях очки можно суммировать или распределять между двумя фишками, однако все они должны быть использованы, и только если ход невозможен, он пропускается. Игрок должен израсходовать максимум доступных очков. К примеру, если выпало 2: 3, но есть лишь один ход на 2 или 3, игрок обязан пойти на три шага. Двойной «дал» дает дополнительный бросок.
Цель игры
Фишка, достигшая «носа», выходит на дорожку противника и далее движется уже по ней на «корму», срубая или перепрыгивая фишки, застрявшие на старте (рубить можно и активную, и неактивную фишку). Если она добирается до «кормы», то опять выходит на среднюю дорожку, движется к «носу» и так далее. На домашнюю дорожку фигура больше не возвращается. Противник делает то же самое. Эти две карусели вертятся на «палубе», пока у одного из игроков не останется одна фишка — он и считается проигравшим.
Тактика
Игра в дальдос сродни задачке по перевозке волка, козы и капусты: нужно выйти на центральную дорожку, активировать фишки в домашней и пригнать хотя бы одну фигуру на «нос» корабля, чтобы приступить к истреблению сил противника. Полезно держать активированного «воина» в начале домашнего ряда, чтобы прогнать захватчиков, как только те туда войдут, поэтому большинство выпавших «далов» играющие тратят на активацию, хотя можно использовать его как единицу.
ЭТНОГРАФИЯ
Гонения на короля
Ближайший родственник дальдоса игра сахко бытовала у саамов (лопарей), живших в приморских районах Северной Норвегии, Финляндии и России, на узкой полосе арктического прибрежья от Северного Тромсё до Кольского полуострова. Саамы — кочевники и рыболовы, но не мореходы — переняли ее у викингов. Игра была популярна в позднее Средневековье, однако по причине ее азартности, а также из-за наличия в ней фигурки короля, которую священники считали идолом, лютеранская церковь осуждала и преследовала игроков и практически уничтожила сахко к началу XIX века. Энтузиасты из Норвегии, Финляндии и России восстановили правила только в наши дни.
Фото: Леонид Николаев, DADEROT, DIOMEDIA, PURCHASE, EDWARD S. HARKNESS GIFT, 1926 ( 26.7.1287 A-K ); GIFT OF LORD CARNARVON, 2012 (2012.508) / METROPOLITAN MUSEUM OF ART, PHOTOGRAFER: WESSEL, ELLISIF RANNVEIG / GRENSELANDMUSEET (CC BY-NC-SA )
Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2017