Кажется, такому удивительному существу не выжить в реальных условиях. Но ехидне это прекрасно удается!
ЗООСПРАВКА
Ехидновые
Сем. Tachyglossidae
Класс — млекопитающие
Отряд — однопроходные
Семейство — ехидновые
За миллионы лет «самостоятельной» эволюции на Австралийском континенте ехидны развили множество уникальных черт. Например, способ питания. В природе ехидна ест муравьев и мелких беспозвоночных, которые пролезают в ее рот — крошечную дырочку на конце рогового клюва.
Яйца: почти как птица
Ехидна покрыта шерстью, и значит, она млекопитающее. А все млекопитающие являются живородящими — по крайней мере, ученые были уверены в этом до 1884 года, пока шотландский натуралист Уильям Колдуэлл собственноручно не вынул яйцо у нее из сумки! Для этого он много недель провел на берегу реки Бернетт, заставляя аборигенов отлавливать странных зверьков.
Скорее всего, коллеги-ученые не поверили бы Колдуэллу, решив, что тот перегрелся на жарком австралийском солнышке. Но одновременно с шотландцем свидетельство того, что ехидны — совершенно невероятные звери, обнаружил куратор Музея Южной Австралии Уильям Хааке. Исследуя труп ехидны, он нашел внутри него яйцо. И это были не останки съеденной птички или ящерицы, а нерожденный ехидненок.
Сумка: почти как кенгуру
Млекопитающее ехидна не только откладывает яйца, подобно птице или рептилии, но еще и вынашивает детенышей в сумке — точь-в-точь как кенгуру. Сумка появляется перед откладкой яйца, а когда малыш подрастает, разглаживается и исчезает.
Пока остальные австралийские теплокровные выбирали, что выгоднее — яйцо или сумка, ехидна взяла и то и другое.
Детеныш живет в сумке полтора месяца, пока его иголки не начинают колоться. Тогда мать роет нору или строит гнездо, пересаживает туда малыша, кормит напоследок и уходит по своим делам. Возвращается дней через пять, кормит и снова уходит почти на неделю. Настоящая мать-ехидна. Через полгода она и вовсе перестает навещать детеныша, и юный зверь выходит в самостоятельную жизнь.
Эволюция: особый путь
Ехидны и утконосы — единственные живые представители отряда однопроходных, или яйцекладущих. Это специфическая австралийская боковая ветвь эволюции. Разделение на две группы произошло только 25 млн лет назад. И хотя предки ехидны вышли на сушу, этот зверь до сих пор отлично плавает и ныряет, так же как оставшийся в воде утконос. И так же, как и у него, в «клюве» ехидны есть электрорецепторы для подводной охоты: они улавливают малейшие электрические поля, которые создаются при сокращении мышц жертвы.
Однопроходные — примитивные звери со многими рептильими чертами. Кишечник и мочевой пузырь у них открываются в специальную полость — клоаку, как у ящерицы или крокодила. Пищу однопроходные переваривают тоже в кишечнике — желудок служит исключительно для ее временного хранения. У яйцекладущих нет голосовых связок, а зубы разрушаются в раннем детстве.
Молоко: почти как кошка
Самка ехидны производит молоко, но сосать его детенышу не дает. У животного попросту нет сосков: молоко выделяется прямо через кожу двух молочных зон в сумке, и малыш слизывает его с шерсти. Ехидна старается, чтобы детеныш не голодал, и в период лактации усиленно ищет еду — за ней она и совершает вылазки. И хотя малыш увеличивает свой вес в 60 раз за 60 дней, часто он не справляется с мамочкиными обедами, и избыток молока выливается прямо в сумку.
Молоко ехидны очень питательное, и любая бактерия с огромным удовольствием размножилась бы в нем. Патогенные микробы смертельно опасны для маленьких ехидн, которые появляются на свет с недоразвитой иммунной системой.
Чтобы не допустить беды, организм матери-ехидны научился вырабатывать особые противомикробные белки. Эксперименты австралийских ученых показывают, что они подавляют рост даже такой живучей бактерии, как золотистый стафилококк. В молоке других млекопитающих тоже содержатся защитные белки, но у ехидн их набор больше и они куда более «ядреные».
Сила: почти как медведь
Маленькая ехидна — невероятно сильный для своих размеров зверек. Ее смешные лапы ломают муравейники как песочное печенье. А благодаря толстым когтям зверь легко разрушает термитники, чтобы полакомиться вкусными насекомыми.
И еще при помощи мощных передних лап ехидна великолепно роет убежища. Если поставить рядом человека с лопатой, австралийский чудо-зверь легко обгонит его. Нора — любимый способ ехидны спрятаться от врагов: собак динго, кошек и лис. Животное зарывается в землю и сворачивается так, что наружу остаются торчать лишь острые колючки. Добыть ехидну из такого «блиндажа» практически невозможно.
Долгожительство: почти как человек
В природе действует общее правило: чем мельче зверь, тем короче его жизненный путь. Но хотя самые крупные ехидны весят максимум 6 кг, в неволе эти создания живут до полувека. Ученые предполагают, что секрет невероятного долгожительства ехидн — в их замедленном метаболизме, который звери унаследовали от своих прямых предков-рептилий.
Температура тела ехидн не поднимается выше 32 °C, это абсолютный рекорд среди всех млекопитающих. Но и 28 °C животные тоже переносят без всяких проблем — не чета людям, которые при изменении температуры тела на пару градусов могут разве что лежать в кровати и стонать. В холодные месяцы ехидны и вовсе «остывают» до 4 °C и делают вдох один раз в три минуты. Бегать и искать еду в таком состоянии не получится, поэтому ехидны впадают в спячку.
Секс: как никто другой
Ехидна — самодостаточная одиночка и с другой ехидной встречается, только чтобы сделать новую ехидну. Но и тут австралийские звери избрали особый путь. Пенис самца — семь сантиметров. В два раза больше, чем у гориллы! Он покрыт шипами для стимуляции выхода яйцеклетки и имеет четыре головки. Правда, при спаривании самец использует только две, а оставшиеся поджимает, потому что вагина самки «всего лишь» двойная.
В ожидании совокупления самцы выстраиваются в очередь и ходят за самкой толпой, а она выбирает кого-нибудь на свой вкус. Потом еще кого-нибудь, потом еще. Самцы не оставляют попыток спариться, даже если избранница впала в спячку: нередко ехидна просыпается уже беременной.
Для укрощения конкурентов у самцов на задних лапах есть специальные шпоры. Ради секса холодные ехидны в брачный период «раскочегариваются» на несколько градусов — эта «фишка» осталась у них от рептилий. Ученые даже выдвинули гипотезу, что теплокровность — это любовная горячка наших рептильных предков, оставшаяся с нами навсегда.
Ехидна — необычный зверь даже для Австралии. Огромное множество других живых существ выбирают себе какую-нибудь нишу и приспосабливаются именно к ней. Ехидна пошла другим путем: решила взять сразу все, то есть приспособиться к любым условиям. И у нее получилось: это единственное исконно австралийское животное, которому удалось занять весь континент. Иногда отсутствие скромности оказывается достоинством.
Фото: Legion-Media (x4), Fotodom.ru, iStock, IUCN (INTERNATIONAL UNION FOR CONSERVATION OF NATURE). 2017. THE IUCN RED LIST OF THREATENED SPECIES. VERSION 3.1, Diomedia, Vmenkov (CC BY-SA 3.0)
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2017, частично обновлен в августе 2022