Электромобили, о которых мы уже рассказывали, — это замечательно, но в российских реалиях куда логичнее выглядит приобретение гибридного автомобиля, сочетающего в себе два двигателя. Оказывается, эта идея появилась тоже не вчера.
Давняя история
Интересно, что самые первые комбинированные силовые установки использовались вовсе не для машин, а для подводных лодок и тепловозов. Был электрический мотор и был дизельный, активизировались они в разных режимах и экономили массу ресурсов. А перенести похожую конструкцию на машину первым додумался небезызвестный Фердинанд Порше.
Автомобиль под названием Semper Vivus появился в 1900 году. Под капотом — бензиновый мотор и аккумуляторная батарея, а в каждом колесе — дополнительный электродвигатель. Автомобиль развивал скорость 60 километров в час, именно на нем Фердинанд год спустя выиграл одно из ралли.
Что-то подобное пытались выпускать и в Америке — комбинация ДВС и электродвигателя позволяла несколько упростить жизнь автомобилиста, ведь первые машины с моторами внутреннего сгорания гремели, стучали, имели устрашающий вид, а чтобы завести их, требовалась недюжинная сила. Экспериментировали, кстати, не только с электричеством: в качестве дополнительного источника энергии пробовали сжатый воздух, маховики, гидроаккумуляторы.
В начале ХХ века конкуренция была достаточно серьезной. Конструкторы автомобилей с двигателями внутреннего сгорания не желали сдавать позиции, к тому же в Техасе была найдена нефть, что позволило существенно удешевить топливо. Кроме того, была решена проблема с запуском двигателя — появился электрический стартер. Были и другие факторы, что в США, что в Европе.
Один из них — дорожное строительство. Сеть дорог становилась густой и разветвленной, поездки на личном автомобиле — все дальше и дальше. Необходима была машина, способная на одной заправке проехать как можно большее расстояние. А тут еще и народные дешевые автомобили вроде «Форд Т». Словом, к концу 1920-х электрические двигатели на время ушли в тень; их делали только по особому заказу.
Возрождение интереса
Хорошая разработка в области гибридного автомобилестроения появилась в 1968 году у компании TRW, известного в то время поставщика автокомпонентов. Три инженера придумали современную и очень простую гибридную комбинацию двигателей. Суть заключалась в том, что электромеханическая система позволяла использовать совместно электрический двигатель и двигатель внутреннего сгорания меньшего объема, при этом основная мощность машины не терялась.
Кстати, частично именно эта технология используется в гибридных автомобилях и сегодня. Идея вылилась во вполне конкретный автомобиль под названием GM 512 Hybrid; он появился на рынке в 1969 году. На одном лишь электромоторе он разгонялся до 16 километров в час, затем на обоих двигателях — до 21 километра в час. Дальше включался ДВС, другое дело, что максимальная скорость на нем была совсем невысокой — всего-то 65 километров в час. После этой попытки о гибридах забыли еще на полтора десятилетия и вспомнили только тогда, когда экологи начали бить тревогу, а правительства разных стран — принимать законы, ограничивающие выброс CO2 в атмосферу.
Велись разработки в области гибридных автомобилей и в Советском Союзе. Так, например, конструктор Нурбей Владимирович Гулиа занимался прототипом на базе грузовика УАЗ-450, где накопителем энергии был маховик, а трансмиссией — ленточный вариатор. Такая система позволяла затрачивать почти вдвое меньше топлива. Позже, в 1970-е, Гулиа продолжил свои опыты уже на городских автобусах. Роль накопителя энергии выполняли баллоны со сжатым азотом и маслом, и, хотя принципы действия двух гибридов существенно различались, эффективность была одинакова: расход топлива снижался вдвое, а токсичность выхлопа — в несколько раз. Увы, в советскую эпоху эти разработки так и не получили широкого применения.
Будущее где-то рядом
Помните нашумевший российский проект гибридной машины под названием «Ё-мобиль»? Идею свернули, но она была вполне себе жизнеспособной: предлагалось использование электрической трансмиссии, которая питалась бы одновременно и от газобензинового двигателя, и от накопителя энергии. Все особенно оживились, когда анонсировали полный привод и довольно доступную цену — менее полумиллиона рублей. Увы, не срослось.
А пока словосочетание «гибридный автомобиль» навевает ассоциации прежде всего с автомобилем Toyota Prius. У нас их довольно много, и в свое время эта машина стала настоящим прорывом. Все дело в том, что раньше гибридные силовые установки были просто гигантскими, но создатели этой модели ухитрились сделать оба двигателя компактными, а саму машину — тихой и плавной, причем при торможении энергия впервые частично начала использоваться для подзарядки аккумуляторов. И хотя «Приус» и запчасти к нему стоят очень и очень недешево (новая батарея, например, обойдется в несколько тысяч долларов), но все же именно этот авто является самым продаваемым гибридным транспортным средством в мире, а, кроме того, входит в десятку автомобилей, изменивших мир. На «Приусах» любят ездить звезды, демонстрирующие бережное отношение к окружающей среде, например Леонардо Ди Каприо.
* * *
Сегодня на мировом рынке масса гибридных моделей. Это ведь так удобно, когда весьма габаритная машина потребляет всего 3–4 литра топлива на сто километров пробега, но при этом вам не нужно быть привязанным к отнюдь негустой сети электрозаправок! Все крупнейшие мировые производители предлагают такие модели.
Правда, вера многих в то, что гибридные и силовые автомобили совершенно чисты с экологической точки зрения, вызывает у специалистов разве что улыбку. Ведь энергия для перезарядки батарей вырабатывается конкретной электростанцией, которая также загрязняет атмосферу, да и производство и утилизация батарей совсем не безобидны для окружающей среды. Впрочем, это уже совсем другая история…
Фото: Getty Images