Многим известно, что Магеллан — мореплаватель, но лишь некоторые знают, как он оказался во главе большой испанской кругосветной экспедиции и что именно он первый совершил кругосветное путешествие
Своенравный мореплаватель
Португалец из обедневшего дворянского рода (настоящая его фамилия Магальянш), Магеллан — участник важнейших португальских торговых экспедиций в Индию и Малайзию, где был неоднократно ранен и, по некоторым сведениям, даже остался хром на одну ногу.
Восемь лет он служил в португальском флоте, успев завоевать репутацию бравого моряка. Однажды, получив отказ от португальского короля о повышении по службе после колониальных войн в Северной Африке в 1512–1515 гг., Фернан вступает в испанский Совет Индии — учреждение в Севилье, ведавшее новооткрытыми территориями (другое название — Палата контрактов), — и там заявляет, что Молуккские острова, известные также как Острова пряностей, должны принадлежать Испании.
Магеллан доказывает, что между Атлантическим океаном и Южным морем есть пролив к югу от Бразилии, через который можно попасть к заветным землям. Друг Магеллана, португальский астроном Руи Фалеру, утверждавший, что нашел способ точно определять географические долготы, подтверждает слова товарища, и вместе они составляют проект путешествия, который одобряется испанцами, главным образом испанским королем.
Он обязывается снарядить пять кораблей и обеспечить их провизией на два года. Магеллан и Фалеру требуют тех же прав и преимуществ, какие некогда были у самого Колумба. В последний момент астроном отказывается от рискованного предприятия, и Фернан Магеллан единолично встает во главе первого кругосветного плавания.
Пять капитанов
Адмиральский флаг был поднят над кораблем «Тринидад» — на нем плыл Фернан Магеллан. Остальными кораблями командовали испанцы. «Сан-Антонио» руководил небезызвестный Хуан Картахена, который был страшно недоволен тем, что во главе экспедиции стоит португалец.
Из-за этого у Картахены и Магеллана были серьезные конфликты, дошедшие до того, что последний лично арестовал бунтовавшего члена экипажа и снял с должности, хотя сам король Испании назначил Картахену королевским контролером экспедиции.
Кораблем «Консепсьон» руководил Гаспад Кесада; «Викторией», единственным вернувшимся в Испанию судном, — Луис Мендоса; «Сантьяго» — Хуан Серрано. Историком экспедиции был назначен итальянец Антонио Пигафетта, чьи записи являются основным источником сведений об экспедиции.
Вперед в неизвестность
Как уже было сказано, цель Магеллана и команды была исключительно коммерческая: найти кратчайший путь к Островам пряностей и заставить их подчиниться испанской короне.
Через четыре месяца после отплытия из Испании моряки добрались до берегов Южной Америки. Еще через какое-то время команда доплыла до залива, а не пролива, как предполагалось, ведущего в Южное море. На самом деле это было устье Ла-Платы, тянувшееся на 300 км вглубь и 200 км в ширину.
Команда вслед за своим капитаном шла к югу вдоль неизведанных берегов еще три месяца, пытаясь найти заветный пролив. Корабли обошли неизвестное ранее Атлантическое побережье Южной Америки, проплыв 3,5 тысячи километров. Эту землю нарекли Патагонией: территория была названа так по испанскому слову patagon, что значит «большеногий». Мореплаватели сочли ноги индейцев, живших на берегах Южной Америки, очень большими, а ранее упомянутый Пигафетта описывал патагонцев как настоящих великанов.
Наступала холодная зима. Недовольство моряков росло, запасы кончались. Служащие на «Сан-Антонио», «Консепсьоне» и «Виктории» навели пушки на «Тринидад» и потребовали проведения переговоров: другие капитаны требовали возвращения назад, в Испанию.
Магеллан жестоко обошелся с бунтовщиками: он отдал приказ четвертовать капитана «Виктории» Мендосу, обезглавить капитана «Консепсьона» Кесаде и высадить на пустынный берег Картахену, главного на «Сан-Антонио». Остальных моряков было решено пощадить.
В начале мая 1520 года у реки Санта-Крус разбивается отправленный на разведку «Сантьяго», команде с трудом удается спастись. Вскоре Магеллан потеряет еще один корабль — «Сан-Антонио». Моряки дезертировали, вернулись обратно в Испанию. Магеллан решил, что корабль погиб.
Вскоре Магеллан и оставшиеся члены команды обогнули самую южную точку Южно-Американского континента — мыс Фроуорд, что расположен на полуострове Брансуик, — и еще пять дней плыли на северо-запад. Высокие горы (южное окончание Патагонской Кордильеры) и голые берега, казалось, были безлюдны, но днем с палубы можно было различить дымки, а по ночам — огни костров. Именно поэтому Магеллан назвал эту южную территорию «Землей огня», мы знаем ее как Огненную Землю.
Наконец, желанный пролив был найден и получил название Магелланова. Вскоре команда вышла в океан. Погода была хорошая, поэтому его назвали Тихим. Впрочем, несмотря на благоприятную внешнюю обстановку, жизнь на кораблях не была такой уж замечательной: вся команда болела цингой, 19 человек умерли от голода и тяжелых условий.
Пока моряки двигались к заветным Молуккским островам, они обратили внимание на две звездные системы, которые описал в своих дневниках Антонио Пигафетта. Сейчас эти галактики-спутники Млечного Пути известны как Большое и Малое Магеллановы облака.
Уже в марте 1521 года корабли вышли к островам… Марианским, а через еще какое-то время добрались до Филиппин, которые прозвали архипелагом Святого Лазаря. Это означало конец перехода через Тихий океан.
В апреле экспедиция вошла в филиппинский порт Себу, который оказался цивилизованнее, чем думали европейцы. Между ними и местными началась активная торговля: за железо и изделия из него островитяне отдавали золото и еду.
Властитель острова, раджа Хумабон, впечатленный силой испанцев и их оружием, соглашается стать подданным испанской короны, однако вождь другого острова, Мактан, противится новым порядкам.
Магеллан решает проучить его и заодно продемонстрировать силу испанского оружия, но его команда оказывается неподготовленной к сражению: туземцы атакуют европейцев в незащищенные под доспехами ноги, гибнет множество моряков и, главное, сам Фернан Магеллан. Позже на острове установят памятник мореплавателю, а рядом еще один — вождю островитян, от руки которого погиб адмирал.
Возвращение домой
После смерти Магеллана на Филиппинах начальником экспедиции был назначен португалец Жуан Лопиш Карвалью, ранее он руководил «Консепсьоном». На судах оставалось 115 человек, многие были ранены туземцами или больны. Было принято решение сжечь обветшалый «Консепсьон».
Скоро моряки вышли к острову Калимантан, также известному как Борнео. Там они взяли в плен малайского моряка, который знал путь к Молуккским островам, и 8 ноября 1521 года «Виктория» и «Тринидад» вышли к Тидору, самому большому из Островов пряностей.
Уже 21 декабря команда корабля «Виктория» отправилась домой. На борту находилось 60 моряков и 13 захваченных в плен малайцев. «Тринидад» оставили на ремонт на Тидоре.
К 6 сентября 1522 года «Виктория» достигла устья Гвадалквивира. За 1081 день было совершено первое в истории кругосветное плавание. Выжило только 18 моряков, среди которых было три малайца. «Виктория» привезла в Европу столько пряностей, что их продажа с лихвой покрыла затраты на экспедицию, а Испания получила «право первого открытия» на Марианские и Филиппинские острова.
Фото: Stefano Bianchetti / Contributor / Getty Images, Peter Charlesworth / Contributor / Getty Images, Hulton Archive / Handout (x2) / Getty Images, Imagno / Contributor / Getty Images
Материал опубликован в сентябре 2017, частично обновлен в сентябре 2022