Легко и радостно творилось бы художнику, когда б не нетерпеливый заказчик. Микеланджело, всегда предпочитавший скульптуру живописи, стремился первым делом закончить гробницу римского папы Юлия II, но новый понтифик Павел III настаивал, чтобы мастер как можно скорее принялся за фреску с изображением Страшного суда для Сикстинской капеллы. Художник помнил, как более двадцати лет назад проклинал все на свете, когда расписывал в том же помещении потолок, балансируя на шатких лесах в неудобной позе, отчего нестерпимо болела спина. И вот опять то же самое…
Фреска «Страшный суд»
13,7 м х 12,2 м 1536–1541
Находится в Сикстинской капелле в Ватикане
Однако заказчик — это полбеды, следом приходят критики. Не успел Микеланджело закончить роспись, как посыпались нарекания: дескать, обнаженным телам не место на фресках часовни. Между тем, по мнению искусствоведа Марши Холл, художник следовал догме, что в конце времен живые и воскресшие из мертвых получат нетленные духовные тела.
Хуже критиков только официальная цензура. На Тридентском соборе 1545–1563 годов церковные иерархи осудили вольности в религиозной живописи. «Страшный суд» Микеланджело даже хотели уничтожить. Сразу же после его смерти тела на фреске начали «прикрывать» написанными поверх драпировками. С цензурой Микеланджело ничего поделать не мог, но кое-кому из недоброжелателей «дать сдачи» на свой манер все же успел.
1. Христос. Безбородый, атлетически сложенный, он похож на древнегреческую статую — за неканоничность Микеланджело тоже критиковали современники, однако античная красота всегда была для художника божественным идеалом. Возможно, сам сюжет о Христе, раздающем грешникам заслуженные кары, навел Микеланджело на мысль наказать собственных обидчиков прямо на фреске.
2. Святая Екатерина Александрийская. С нее началось «одевание» фигур на фреске. В 1565 году ученику Микеланджело Даниеле да Вольтерра поручили прикрыть наготу девы и изменить позу стоящего за ней святого Власия. Вольтерра «отомстило» общественное мнение: с тех пор его прозвали Il Braghettone — «рисовальщик штанов».
3. Минос. Живописец позаимствовал этот образ из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Художник нарочно придал демону портретное сходство со своим первым хулителем, папским церемониймейстером Бьяджо да Чезена. Тот заявил Павлу III, что эта фреска с непристойно обнаженными телами годится не для капеллы понтифика, а разве что для общественных бань.
4. Святой Варфоломей. По мнению некоторых исследователей, персонаж, в качестве атрибутов держащий нож и человеческую кожу с портретом Микеланджело, неслучайно внешне похож на философа Пьетро Аретино. Пока художник работал над фреской, мыслитель докучал ему, пытаясь навязать собственную трактовку сюжета. Уже после того как «Страшный суд» был готов, Аретино присоединился к травле Микеланджело за «обнаженку», несмотря на то что сам сочинял порнографические сонеты.
5. Апостол Петр. Он держит ключи от врат неба и ада — символ делегированных Богом святому Петру и его преемникам, папам римским, полномочий. У Микеланджело нагой, лишенный регалий апостол возвращает ключи Христу. Это намек понтификам, что их власть преходяща и на самом деле им не принадлежит. Некоторые искусствоведы считают, что художник придал Петру черты Павла III.
6. Автопортрет. Считается, что свое искаженное страданиями лицо Микеланджело изобразил на содранной коже святого Варфоломея в качестве немого упрека всем повинным в душевных и физических мучениях художника.
7. Юноша. Историк искусства Фабрицио Манчинелли предположил, что Микеланджело изобразил здесь своего ученика Франческо Амадори по прозвищу Урбино. Художник «задвинул» его за спину святого Варфоломея, возможно, досадуя, что участки фрески, выполненные недостаточно талантливым подручным, делают ее несовершенной.
ХУДОЖНИК
Микеланджело Буонарроти
1475 — родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье чиновника.
1487–1489 — был учеником знаменитого флорентийского живописца Доменико Гирландайо; тогда, вероятно, получил первый опыт фресковой живописи.
1490–1492 — изучал ваяние под руководством мастера Бертольдо ди Джованни.
1496 — впервые прибыл в Рим.
1508–1512 — раcписал по заказу папы Юлия II потолок Сикстинской капеллы, в том числе создал знаменитую фреску «Сотворение Адама».
1513–1515 — создал статую «Моисей» для гробницы Юлия II.
1534 — окончательно переселился из Флоренции в Рим.
1547 — был назначен главным архитектором строящегося нового собора Святого Петра.
1564 — умер от лихорадки в Риме. Согласно воле художника, похоронен во Флоренции, в церкви Санта-Кроче.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2017, частично обновлен в августе 2023