«Каждая деталь отличного качества!»
«Ситец — такой же продукт художественной культуры, как картина», — заявлял литератор Осип Брик на волне всеобщего революционного порыва вывести искусство из музеев к народу.
Самые знаменитые художники взялись разрабатывать дизайн предметов быта. Казимир Малевич создавал орнаменты для ткани, Кузьма Петров-Водкин — рисунки для фарфора.
«Мы строим солнечные города!»
Новый быт трудящихся должен начинаться с разумной планировки района: когда от дома недалеко до работы и рядом школа, детсад, клуб. Первые соцгорода (жилые массивы такого типа) появились в конце 1920-х — 1930-е годы. Новокузнецкие рабочие, привыкшие к необустроенной жизни в бараках, снимали грязную обувь, чтобы пройтись по асфальту своего соцгородка.
«Носи с честью!»
Мода — буржуазный пережиток; в одежде стали ценить простоту и рациональность. Дизайнеры-конструктивисты призывали не скрывать швы и застежки за декором, а показывать их как главное украшение костюма. Разрабатывали специальную «прозодежду» (производственную) и «спортодежду».
«Дом — это машина для жилья»
Такое определение идеальному жилищу дал реформатор мировой архитектуры Ле Корбюзье, тесно работавший с архитекторами нового государства. Предполагалось, что скоро все советские граждане получат собственную жилплощадь, но минимальную, без излишеств. В проектах домов-коммун просчитывали все, даже количество шагов, совершаемых для каждого действия.
«Ты записался добровольцем?»
На улицах и в зданиях запестрели агитплакаты. Постеры на злобу дня делали молниеносно; стремление экономить время и краску во многом определило лаконичный стиль изображения. Александр Родченко и Густав Клуцис одними из первых в мире стали применять в плакате фотомонтаж.
«Мир. Труд. Май»
Вместе с новыми праздниками в Стране Советов внедрялись и непривычные разновидности всенародного веселья: митинги и демонстрации. Передовые архитекторы и дизайнеры занимались оформлением улиц и площадей. Для ораторов возводили трибуну с революционной символикой; городской пейзаж оживляли знамена и тканевые перетяжки с лозунгами, выполненные в ярких цветах авангарда.
«Советское — значит отличное!»
Советские разработчики задолго до дизайнеров ИКЕА начали создавать доступные и функциональные предметы интерьера. Новоселы первых домов-коммун въезжали без мебели: она уже находилась в комнатах и была встроенной, что казалось невероятным новшеством. Появились проекты трансформирующихся модулей: например, шкаф, раздвигающийся в рабочее место со столом и книжными полками.
«Искусство принадлежит народу!»
Режиссер Всеволод Мейерхольд считал новый театр «митингом, вынесенным на подмостки, окруженные толпой рабочих, крестьян и солдат».
Появились открытые театры, где зритель принимает участие в спектакле, а также театры массового действия, где аудитория размещалась со всех сторон. Залы проектировали так, чтобы в зрительском пространстве не было социального деления: без лож и амфитеатра.
«Строить прочно, сдавать досрочно»
Новый стиль 1920-х годов — конструктивизм. Никакой лепнины и прочего привычного декора. Красота здания — в гармонии его форм и в функциональности, отсутствии лишнего. Раскрывается внутренняя конструкция: лестничные шахты в жилых домах выделены вертикальным остеклением, в театре подчеркнут полукруг сцены или коробка зрительного зала.
Фото: РИА НОВОСТИ (X3), DIOMEDIA (X3), Ninel Roshchina / Alamy / Legion Media
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2017, частично обновлен в феврале 2023