Чтобы разобраться, как ищут черное золото под толщей воды и породы, корреспондент «Вокруг света» отправился в Баренцево море.
Во время поиска нефти и газа сейсморазведочное научно-исследовательское судно (НИС) Western Neptune месяцами не заходит в порты. Связь с землей поддерживается с помощью бункеровщиков и судов снабжения, которые привозят на НИС топливо, инструменты и продукты.
При помощи чувствительных гидрофонов многожильные кабели сейсмокосы ловят отраженные от границ пород волны. Чем глубже они уходят, тем дольше ждать их возвращения. Поэтому косы стараются делать длиннее: так они смогут поймать отражения с больших глубин до того, как корабль утащит их.
Специальные пушки, которые спускаются с кормы за борт на 600-метровых шлангах, постоянно обстреливают дно сжатым воздухом. Выстрел создает звуковую волну, которая проникает вглубь шельфа.
На границах между слоями пород с разными свойствами волна частично отражается, а частично, преломляясь, продолжает движение вниз. Дойдя до следующей границы пород, она вновь частично отражается и так далее. В итоге одна волна порождает множество отражений, которые дают информацию о структуре слоев горных пород.
Нефть часто скапливается в ловушках, образованных, например, выпуклыми складками пород — так называемыми антиклинальными складками. Если сейсморазведка обнаружит такую антиклиналь, именно здесь нефтяники будут бурить скважину. Иногда нефть прикрыта «шапкой» из природного газа, а снизу этого пирога находится вода.
Плавучий дом
Western Neptune работает в Баренцевом море за много сотен миль от берега. Чтобы добраться до судна, мы больше 30 часов шли на катере-бункеровщике Marianne-G из норвежского Киркенеса. И вот вдали показался «Нептун». Судно выглядело довольно странно: от кормы за ним тянулись, уходя в воду, какие-то не то шланги, не то тросы. При приближении странности усилились: даже когда катер подошел к «Нептуну» почти вплотную, судно и не думало замедляться, продолжая двигаться на приличной для моря скорости 7 узлов (13 км/ч). В итоге нам пришлось перебираться на Western Neptune прямо на ходу. Учитывая четырехбалльное волнение на море, это было вполне экстремально. Дело не в том, что капитан не хотел брать нас на борт. Просто если во время работы сейсморазведочное судно остановится хотя бы на минуту, то косы — те самые шланги — потонут и перепутаются, а дорогостоящее оборудование выйдет из строя. По сравнению с маленьким Marianne-G «Нептун» кажется плавучим городом. На нем почти не ощущается качка: это было особенно приятно после полутора суток на катере, который болтало изрядно. Да и вообще на борту Western Neptune есть все, что нужно людям, которые по несколько месяцев не видят суши: спортзал, кинотеатр, комната для релаксации и, конечно же, столовая с вкусной, почти домашней кухней.
8,1 км — максимальная длина кос НИС Western Neptune. Чем длиннее косы, тем больше глубина, до которой можно «прослушать» дно.
16 сейсмических кос позволяют получить трехмерную карту морского дна.
86 суток — максимальная длительность автономной работы судна в открытом море.
92,5 метра — длина НИС Western Neptune. На палубу может сесть вертолет.
Фото: Севморнефтегеофизика, Константин Титов (X4)
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2017