Перевязанная пеньковой веревкой фетровая шляпа, столетнего вида кожаные штаны длиной три четверти, подтяжки с фактурной грудной перемычкой, толстые шерстяные гольфы, круглоносые башмаки с пряжками, жакет с красно-белымилентами-нашивками — в цветах австрийского флага… Рассматривать можно каждую деталь, долго и с удовольствием, но это все потом, а первым делом видишь только белозубую улыбку во все лицо и кнопочный аккордеон Zupan во всю грудь. Кажется, что Томас Райтзамер всю жизнь так и ходит по альпийским тропкам от деревни к деревне, не расставаясь с этой улыбкой, аккордеоном, солнечным прищуром, двухнедельной небритостью и столетними штанами. А еще с рупором — простым алюминиевым конусом, облегчающим диалог с альпийским эхом и учениками.
ГЕРОЙ
Томас Райтзамер
Родился в 1979 году в деревне Уттендорф, в 20 км от Целль-ам-Зе (Австрия, федеральная земля Зальцбург), в семье музыкантов. Пел с детства.
В 1998-м окончил профессионально-техническое училище в Пизендорфе.
10 лет работал автослесарем, специалистом по пластику в компании Senoplast в Капруне.
Певец, музыкант, автор песен. Около 20 лет выступает самостоятельно и в составе разных групп, в Австрии и за рубежом.
В 2014 году создал в Целль-ам-Зе Школу йодля Die Jodelschule Pinzgau, London, Paris, New York и преподает основы тирольского пения всем желающим.
Живет в Уттендорфе. Не женат, имеет дочь.
— Хульрийоурри! Йо-ху! Хелло эврибади, я Тони из Школы йодля!
— Почему Тони? Разве не Томас?
— Ну так-то я, конечно, Томас, но Тони звучит эротичнее.
— В вашем деле так важно быть эротичным?
— Еще бы! Вы это поймете в процессе урока, но сначала немного истории. Знаете, с каких пор существует йодль?..
Теория Большого взрыва
— …Э-э-э, с того самого момента, да, с Большого взрыва, ну знаете, Big Bang, бабах, йо-ху! Это был первый звук во Вселенной. Я так говорю. На самом деле, конечно, йодль существует с древнейших времен. Он возник до появления языка. Это праязык, предъязык, средство доязыкового общения, которое было распространено и в Африке, и в Америке, и в Азии. Йодль использовали для передачи информации на большом расстоянии. Знаете, кто самый известный в мире исполнитель йодля? Так и думал, что не знаете… Тарзан! Так он кричал, когда приветствовал свою подругу Джейн… О-ууу-О-ууу-О!
— Ого!
— Слышите, как голос переключается с грудного регистра на фальцетный? В этом быстром чередовании и заключается техника йодля. В момент переключения автоматически происходит такое биение гортани, как икотка. Это называется шнаклер. Не каждый может так сделать. Это анатомическая особенность. Если шнаклер отсутствует, то человек не сможет йодлить полноценно.
— И что, в Альпах все рождаются с такой штукой?
— Ну если честно, очень у маленького процента людей в мире ее нет… Сейчас я вас протестирую на шнаклер, чтобы было понятно, стоит ли вам заниматься. Итак, для йодля нужны правильная поза, правильная мимика, правильное — хорошее — настроение, ну и хорошая акустика.
— Что насчет мимики? Какая такая правильная?
— Вот такая! — Тони демонстрирует счастливое лицо и выдает классическую трель: хульрийоурри! — Теперь встали, колени чуть согнуты, расслаблены, и: хё-ий! хё-ий!
Я и мои «однокурсники» надрывно переключаем регистры, переходя с грудного «хё» на головной писклявый «ий».
— Ну, неплохо. Шнаклер есть, будем его тренировать. Вытягиваем руки вперед, напрягаем, стучим по ним — это улучшает кровообращение — теперь по груди, по голове… И кричим «тарзаном».
Все кричат «тарзаном», стуча себя по груди, как Кинг-Конг.
— Теперь учимся дышать, все повторяем со звуком: ха-ха-ха-ха-ха-ха, хухухухухху, хихихихиххи, ху! — хлопаем над головой.
Я чувствую себя кем-то посередине между обитателями джунглей и пациентами доктора Келлога — героя Энтони Хопкинса в фильме «Дорога на Веллвилл».
— В большой группе это делать еще веселее, — резюмирует Томас. — А теперь разучим первый йодль. Он называется Kuhtutten jodler, то есть «Йодль коровьих э-э-э… сосков»…
Раскрываем тему сосков
— Когда мы идем с моим дядей в хлев и начинаем доить коров, мы поем этот йодль и в его ритме тягаем коров за соски. И нам хорошо-весело, и коровы довольны, дают больше молока.
Томас включает магнитофон с записью своего пения и начинает йодлить «вприсядку» сам с собой на два голоса: «Хе-итти, хо-итти, хе-итти, хо-итти, хе-итти, хо-итти, хе-эй-диэй-хо!» Потом мы с ним пытаемся петь вместе, приседая в противофазе — в ритме короводоения.
— Когда у меня на уроке бывает двадцать человек, я делю их на две группы, и все приседают и поют, получается весело.
— Не знаю, научишься ли после этого тирольскому пению, но настроение точно поднимает.
— В йодле есть что-то магическое. Когда ты йодлишь, все твое тело вибрирует и будто напитывается ощущением счастья. Ты счастлив, и душа твоя поет, йодль оздоравливает и душу, и тело, действует на уровне ДНК, я бы так сказал. Я живу в доме рядом с фермерским хозяйством, выхожу утром на балкон и пою: хульрийоурри! И соседи-фермеры мне отвечают: хульрийоурри! Все счастливы, все улыбаются и смеются.
— А что это значит?
— Это просто юхитцер, приветственный крик в Альпах. Раньше так выкликали соседа или работника. Или, например, муж ушел пасти коров и поет издалека жене: ульрийоури! — мол, как там у тебя дела? А жена ему отвечает: ульрийоури! — мол, хорошо, жду тебя к обеду… Только представьте: фермерские домики среди гор, на склонах пасутся коровы — и слышна перекличка. Такие закодированные звуковые сообщения. Есть много вариантов. А само слово «йодль» происходит от звука «йо». Йо-йо в разные стороны — и горы отвечают по три-четыре раза, природа поет. Йолореи-ёлореи-ёлореи-ё! Повторяем!
Быстрый язык
— Йолореи-ёлореи-ёлореи-ё! — выдаю я через пень-колоду.
— О, у вас очень быстрый язык, я удовлетворен. Хороший потенциал для йодлинга! Важно, чтобы было только «йо», и никакого «хо», которое съедает много воздуха. И тогда можно йодлить долго и глубоко…
Томас выдает очередную руладу и сообщает, подмигивая:
— Если начинаешь петь йодль, можно быстро заполучить любую девушку. Стоит тихо подойти к ней и спеть на ушко «оляреляуриии…» — и она уже тебя не забудет.
— Охотно верю. И скольким же женщинам Томас разбил сердце?
— Я не разбиваю сердец. Наоборот, я всех делаю счастливыми. Во мне так много любви, что я не могу принадлежать кому-то одной! Вот представьте, отработал я несколько уроков за день, было у меня сто учеников, из них 50 женщин, и все они вечером думают о Тони — с удовольствием. И дома у них все отлично. С мужьями. А я это чувствую и посылаю им обратную волну.
— Вы меня подталкиваете к вопросу о связи йодля с сексом…
— Йодль и есть секс. Когда ты поешь йодль по-настоящему, ты чувствуешь, как растворяешься, во всем теле приятные вибрации, то есть практически то же самое, что и при сексе.
— А можно испытать оргазм, если от души пойодлить?
— О, я сейчас расскажу! Со мной произошел веселый случай. Как-то тут, на панораме Шмиттенхёэ, снимали рекламный ролик, где у меня был выход с юхитцером: «Ульрийоурри — йехохохо!» Спустя некоторое время я был дома с подругой, мы были в спальне, а в гостиной работал телевизор, и как раз пустили тот ролик. И в самый ответственный, пиковый момент из телевизора раздалось: «Ульриёурри — йехохохо!..» Было супер. И на этой оптимистичной ноте мы логично продолжим разучивание очередного йодля. Итак, первая строчка: йолореи-ёлореи-ёлореи-ё! Ее вы уже освоили. Вторую я написал здесь на доске, чтобы ученикам было понятнее. Ведь тексты йодлей не печатают каждый день в газетах… Но это только кажется сложным, на самом деле все просто: «Рюдл дуди хола дедл рюдл дуди хо…»
— Это что-то значит на кодовом языке йодля?
— А как же. Примерно следующее: «Скажи, что ты делаешь сегодня вечером? Ведь у меня есть время до восхода солнца».
— То есть опять про секс?
— Понимаете, фермеры очень простые люди, даже грубоватые. У них все шутки связаны с сексом. И песни. Но это очень сердечные, веселые люди. Они никогда не будут говорить о проблемах, грузить друг друга, они соберутся попить пива, начнут дурить, сами себе поднимут настроение, будут петь йодль и веселиться. Это генетическая способность быть счастливыми.
— Поэтому в Альпах самый лучший в мире йодль?
— Любой австриец вам так скажет. Потому что это наша гордость. Йодль — отражение нашей культуры и нашей природы. Австрийцы — искренние поклонники всего традиционного и национального. Мы любим нашу национальную одежду. Австрийцы не стесняются ее носить, не только старые, но и молодые.
— Вот вы, например!
— Да, у меня штаны кожаные от прадедушки, им примерно сто лет. В этих штанах он ходил в лес дрова рубить. А вот жакет современный, от Трейси Хауеншильд, дизайнера из Целль-ам-Зе: в альпийском стиле, с австрийской символикой. Национальное — это модно и достойно. Оделся так — и душа поет: «Ульрийоурриии! Йе-хохохо!» И горы ей отвечают… В Альпах лучшее на свете эхо. Вон с той стороны эхо обычно отзывается три раза. Сейчас мы на Шмиттенхёэ, на высоте 2000 метров, прямо по курсу — Гросвенедигер, там левее — Кицштайнхорн, они больше 3000 метров, вон чуть ниже — Майскогель, правее — Мауреркогель. Там горы идут грядой, а внизу моя деревня — Уттендорф, где я живу с рождения.
До потолка
— А как вы научились йодлю в Уттендорфе? Кто был наставником?
— Я сам учился. Все мои родственники фермеры. Правда, родители музыканты. Папа играл на трубе, мама на гармошке. Йодль они тоже иногда пели. Но меня никто не учил. И ни в какую специальную школу я не ходил. Просто с пятилетнего возраста слушал много записей знаменитых певцов, в первую очередь Францля Ланга — короля йодля. И пытался повторять. Каждый день. Из года в год. Тирольское пение не преподают ни в каком музыкальном заведении. Поэтому я и создал в результате свою школу и пытаюсь сделать из этого популярный тренд. За три года у меня было около 5000 учеников. И среди них есть такие, которые уже сами могут выступать.
— Значит, это все серьезно, не просто развлечение для туристов, приехавших покататься на лыжах в Капрун?
— Конечно, нет. У меня много постоянных учеников, люди из разных стран. Из Германии приезжают специально потренироваться. Недавно пришел запрос из Нью-Йорка, с Уолл-стрит — хотят курсы йодля. Ведь йодль — это еще и отличное средство для поддержания корпоративного духа. Среди моих клиентов есть не только певцы-любители и профессионалы, но и менеджеры и банкиры.
— А профессиональному певцу легче овладеть техникой йодля, чем любителю?
— Ничуть. Это совершенно разные техники. Тут важно иметь не оперный голос, а просто хороший слух, шнаклер и быстрый язык. Быстрый язык, да. Вот у вас он есть.
— Вы всем своим ученикам делаете комплименты? Даже туристам на одноразовых курсах?
— За раз петь не научишься. Поэтому хорошее настроение намного важнее. У меня есть один секрет. Сейчас я вам покажу йодль, который мы разучиваем на курсах…
Тони вручает мне ноты со словами, а сам запевает под аккордеон:
— Hops hodaria duljo, hops hodareiri, hops hodaria duljo, hops hodareiri, … fix auf da Alm…
— Какая лирическая песня! А про что она?
— Смысл такой: садись на меня и скачи до самого потолка… Это повторяется несколько раз, а в конце сообщается: мы… кхм… развлекаемся на ферме…
— Что, опять?
— Ну обычное дело у фермеров. Так вот, мы разучиваем эту песню с учениками в конце курса, я ставлю их полукругом, как хор, и снимаю на видео. А потом на это видео накладываю запись другого хора — церковного из Уттендорфа, с которым я тоже пою, в частности эту песню. И вместе с дипломами я выдаю ученикам диск с их видео, но не с их голосами. Ведь неважно, как катастрофически плохо они поют на самом деле. Важно, что на память останется хорошее пение и чудесное настроение.
Мне на память Тони оставил и чудесное настроение, и диплом с оценкой +2.
— Это значит очень хорошо. Когда идеально — это +1. А оценка 5 — это хуже некуда, но я ни разу такой никому не ставил. В общем, Стелла, если мне понадобится преподаватель йодля в Москве, ты возьмешься? Кожаные штаны я тебе организую…
Ориентировка на местности
Целль-ам-Зе, Австрия
Площадь Целль-ам-Зе 55,12 км²
Население 9700 чел.
Плотность населения 177 чел/км²
Площадь Австрии 83 879 км² (113-е место в мире)
Население 8,7 млн чел., 94-е место (8,9 млн чел. в 2020 году, 98-е место)
Плотность населения 105 чел/км²
ВВП 401,138 млрд долл., 28-е место (446 млрд. долл. в 2019 году, 27-е место)
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ горнолыжные курорты Шмиттен и Капрун, музей пил Фрица Зендльхофера, средневековый замок Капрун.
ТРАДИЦИОННОЕ БЛЮДО казнокен — клецки с сыром и луком, популярные в регионе Пинцгау (округ Целль-ам-Зе).
ТРАДИЦИОННЫЙ НАПИТОК ягерти — охотничий чай (с ромом).
СУВЕНИРЫ кожаные штаны производства семейной мануфактуры Тобиаса Цанта, одежда в альпийском стиле от Трейси Хауеншильд.
РАССТОЯНИЕ от Москвы до Зальцбурга ~ 1900 км (от 3,5 часа в полете без учета пересадок), затем 77 км по автодороге до Целль-ам-Зе
ВРЕМЯ отстает от московского на два часа зимой, на час летом
ВИЗА «шенген»
ВАЛЮТА евро
Фото: Стелла Моротская (X3), GETTY IMAGES (X6), LAIF / VOSTOCK PHOTO (X3)
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2017, частично обновлен в декабре 2021