Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

От семейной фирмы до мирового гиганта: история компании Луи Рено

Луи Рено вошел в историю автомобильной индустрии как гениальный инженер и промышленник, чьи изобретения навсегда изменили автопроизводство. При этом в жизни самого конструктора нашлось место не только стремительному взлету, но и сокрушительному падению

Обсудить
Луи Рено | vokrugsveta.ru
Луи Рено

Из «золотого мальчика» в промышленные магнаты

Рено была уготована судьба «золотого мальчика»: ему повезло родиться в семье богатого коммерсанта, сделавшего себе состояние на галантерее и дамских аксессуарах. Впрочем, Луи совершенно не интересовало делом отца: он грезил всем, что связано с техникой, и уже в 11 лет самостоятельно оборудовал свой персональный сарайчик с электролампой и кислотным аккумулятором. Пока сверстники Луи постигали науки, мальчик мечтал лишь об одном — поскорее разобраться в сложной конструкции паровой машины. Чтобы приблизить мечту, он катается на паровозе со знакомым кочегаром, а в 13 лет поступает в подмастерье к Леону Серполе, который собирал паровые автомобили.

Леон Серполе, учитель Рено, за рулем одной из своих первых паровых машин
Леон Серполе, учитель Рено, за рулем одной из своих первых паровых машин

Чуть позже, несмотря на имеющиеся опыт и рвение, Рено с треском провалит экзамены в техническую школу. Во Франции тех лет для абитуриентов-неудачников был один путь — служить родине. Казалось бы, Луи должен был расстаться с мечтой, но даже на службе он не переставал постигать инженерную науку. Из армии Рено вернулся не с пустыми руками — он приехал домой на автомобиле «Де Дион-Бутон», который подверг глубочайшей модернизации. На его доработку обратили внимание, и Луи решил начать посторойку собственных автомобилей, пока в обычном сарае.

Рено в сарае под Парижем, где был собран первый автомобиль марки, впоследствии ставшей одной из легенд мирового автопрома
Рено в сарае под Парижем, где был собран первый автомобиль марки, впоследствии ставшей одной из легенд мирового автопрома

На Type A, а именно так называлась первая модель Рено, впервые в истории был установлен карданный вал для передачи усилия на заднюю ось. Машина была оснащена полноценным рулем и трансмиссией с прямой передачей. Следующая модель Рено тоже стала прорывной: Type B был первым в истории автомобилем с закрытым кузовом, а ведь с момента изобретения самой конструкции талантливыми немцами, не прошло и пяти лет!

Следом за моделями A и B осенью 1899 года Рено анонсирует миру и Type C. Уже в апреле 1900-го новинка будет представлена на автомобильном салоне в коммуне Венсен, который прошел в рамках Всемирной выставки
Следом за моделями A и B осенью 1899 года Рено анонсирует миру и Type C. Уже в апреле 1900-го новинка будет представлена на автомобильном салоне в коммуне Венсен, который прошел в рамках Всемирной выставки

Последующие успехи компании на рынке тесно связаны с автоспортом, который в те годы стремительно набирал популярность. Автомобили теперь уже семейного предприятия братьев Рено одерживают несколько ярких побед, и заказы начинают сыпаться в огромных количествах.

Первых спортивных успехов компания Рено добилась очень быстро, буквально через несколько лет после основания
Первых спортивных успехов компания Рено добилась очень быстро, буквально через несколько лет после основания

Да, именно в начале ХХ века и создавалась великая спортивная марка, которая спустя годы станет непобедимой в «Формуле-1». А ведь Луи Рено едва не отказался от участия в соревнованиях, и повод у него был очень серьезный. В 1903 году в гонке погибает его брат Марсель, и Луи дает себе обещание обходить автоспорт стороной. К счастью, этот внутренний запрет продержался недолго, конструктор понял, что лучшего полигона для испытаний новой техники, чем трек, быть не может.

Роковая ошибка и возвращение к корням

До Первой мировой войны фирма весьма неплохо заработала на производстве автобусов, став фактически монополистом на французском рынке такого рода техники. Ну а потом… пришлось помогать своей стране в борьбе с врагами, и предприятие Рено переключилось на выпуск армейских грузовиков и танков. Историки не без оснований полагают, что вклад фирмы в расклад сил на Западном фронте был неоценим. Впрочем, когда война закончилась, компания быстро вернулась к истокам, наладив выпуск сразу нескольких автомобилей, сегодня причисляемых к представительскому классу. А вот про малолитражки в Renault забыли до 1938 года.

Французский рекламный плакат модели Renault Vivastella, 1935 год
Французский рекламный плакат модели Renault Vivastella, 1935 год

Следующий, 1939 год можно считать поворотным в истории как самого Луи Рено, так и его компании. На Берлинском автосалоне Рено знакомится с Адольфом Гитлером, который советует французскому конструктору наладить выпуск доступной малолитражки 4CV. По словам самого Рено, после войны Франция станет бедной страной, и ей будут нужны дешевые автомобили.

Во время Второй мировой заводы Рено вновь переключились на выпуск военной техники. На фото: легкий танк Renault FT-17 с экипажем из двух человек
Во время Второй мировой заводы Рено вновь переключились на выпуск военной техники. На фото: легкий танк Renault FT-17 с экипажем из двух человек

И война пришла. Фашистские войска маршировали по Парижу, а предприятия Рено перешли под контроль немцев и вновь начали выпускать военную технику. В 1944 году авиация союзников разбомбила все заводы компании, а в августе того же года Луи Рено был арестован за пособничество нацистам. Генерал Шарль де Голль не стал делать скидок на известность промышленника и разбираться в деталях. Рено был помещен в тюрьму, откуда спустя два месяца был доставлен в госпиталь с пробитой головой: 24 октября 1944 года гениальный конструктор и инженер скончался, так и не дождавшись суда. Впрочем, придуманная им малолитражка 4CV вскоре была запущена в производство, хотя впервые сошла с конвейера уже после смерти своего создателя — в 1947-м.

Установка двигателя на модель 4CV, последнюю машину Луи Рено
Установка двигателя на модель 4CV, последнюю машину Луи Рено

Покорение России

История автомобилизации нашей страны тесно связана с маркой Renault, причем началось все 110 лет назад. Да кто бы мог подумать, но уже в 1907 году в России появился первый официальный дилер Renault, и им стал никто иной, как Петр Александрович Фрезе — талантливый инженер и отец первого российского автомобиля. Акционерное общество Фрезе занималось продажей как французских автомобилей, так и созданием собственных конструкций на тех же агрегатах. Особо ко двору в прямом смысле слова автомобили Луи Рено пришлись в 1913 году, когда в парке Николая II насчитывалось целых пять Renault, которые самодержец очень любил. Во время Первой мировой войны французские грузовики возили русских солдат на передовую, а в 1916-м было создано акционерное общество «Рено Россия» с заводом в Рыбинске.

Спустя год в стране началась революция, и предприятие было национализировано, а потом и вовсе перестало существовать. Тут история французской марки в нашей стране могла бы закончиться, хотя В.И. Ленин ездил на автомобиле Renault, а в конце 1930-х французские автомобили работали в качестве такси в Москве. Тем не менее растущая в мире напряженность, Вторая мировая и передел Европы остановили сотрудничество Франции и СССР в автомобилестроении на долгие годы. Лишь в начале 1960-х французы вернулись к нам, чтобы остаться, надеемся, навсегда.

1960 год, Генсек ЦК КПСС Н.С. Хрущев на заводе Renault. Именно в те годы началось сближение советского автопрома и французской компании
Renault Floride — такой автомобиль Хрущев подарил своей дочери Раде
Первой иномаркой В.С. Высоцкого стал Renault 16, но поэт быстро разбил машину

Советский автопром искал свой путь, и во многом его становлению мы также обязаны Renault. Начиная с 1970-х годов СССР и Франция заключили несколько соглашений о сотрудничестве в сфере производства автомобилей. В какой-то момент мы даже чуть не стали выпускать французские автомобили под своей маркой, но сыграла роль политическая конъюнктура, и от Парижа нам достались лишь технологии производства. Что, впрочем, тоже немало.

Первые Renault Mégane на Манежной площади. Начало новейшей истории марки в России
Первые Renault Mégane на Манежной площади. Начало новейшей истории марки в России

В 1998 году историческая справедливость была восстановлена. В Москве, на территории АЗЛК, открылся завод Renault. Это возвращение можно считать почти триумфальным, хоть и произошло оно спустя почти век. Сейчас мы с трудом представляем себе наши города без Duster, Sandero и Logan. Они стали и честными работягами, и членами семей, и одними из самых популярных в службах такси.

Наконец, недавно компания Renault предложила новую концепцию: автомобиль как часть «умного дома». По прогнозам инженеров, полностью электрический и совершенно автономный концепт-кар Symbioz появится на дорогах к 2030 году. История продолжается!

Фото: Getty Images

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения