Обычный человек уверен, что у супергероев должен быть дар божий или, на худой конец, какой-то секрет. «Вокруг света» раскрывает тайны выдающихся людей.
Сергей Васильевич Рахманинов
Предполагают, что добиться успеха выдающемуся композитору и пианисту помогли физические данные. Современники отмечали, что его кисти были большими и красивыми, цвета слоновой кости, без вздувшихся вен и узлов на длинных пальцах.
Долгое время считали, что размеры кисти — следствие генетического заболевания, синдрома Марфана (носители синдрома высоки, как и Рахманинов, имеют удлиненные конечности, вытянутые пальцы — арахнодактилия — и гипермобильность суставов). Однако позже медики эту версию опровергли — у Рахманинова отсутствовали многие симптомы, характерные для данного заболевания.
Механический процесс
Медосмотр
Руку музыканта легко узнать по разработанности и «накачанности» межкостных и червеобразных мышц кисти. Но пальцы лишь финальный аккорд. Рука пианиста работает даже не «от плеча», а «из корпуса». Нагрузку несут мышцы спины, груди, плечевого пояса. Они направляют руку музыканта.
Сейчас экспрессивная техника исполнения кажется естественной, однако в России о ней впервые заговорил физиолог, композитор и музыковед Иван Крыжановский, в 1922 году опубликовавший «Физиологические основы фортепианной техники». Длинные пальцы в сочетании со слабой спиной вряд ли подарят миру виртуоза. Поэтому никакое заболевание, например арахнодактилия, не может считаться предрасположенностью к игре на фортепиано.
Пальцы веером
Тренинг
Ольга Адольфовна Скорбященская, доцент кафедры методики фортепианного исполнительства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
— Секрет успеха Рахманинова не в размерах рук и не в особом их строении, а в комплексе упражнений для растяжки межпястных сухожилий и мышц, которые он регулярно выполнял. Эти упражнения Рахманинов упоминал в интервью американскому журналу «Этюд».
Упражнения на растяжку и на гибкость кисти
Анны Абрамовны Шмидт-Шкловской, автора монографии «О воспитании пианистических навыков»:
1. Соберите пальцы в щепотку и затем мгновенно и очень легко, без всяких усилий, «откройте» их (как будто кто-то на них подул, и они «разлетелись», как пушинки одуванчика). Рука легкая (она тоже может «взлетать» вместе с пальцами). После «взлета» пальцы свободно «опадают». Упражнение легче делать на коленях — как бы сбрасывая с них воображаемые соринки.
2. Положите руки на колени, веерообразно разводите и собирайте пальцы, будто разглаживаете платье. Пальцы не натягиваются, двигаются без усилий, как бы сами собой. Запястье при этом не поднимать. Ладонь полностью соприкасается с материей — трение о материю помогает ощутить ее расширение и сужение.
Но важно соблюдать меру
Согласно легенде, Фридрих Вик был уверен, что его ученик Роберт Шуман станет лучшим пианистом Европы. Но Роберт придумал способ для растяжки: один из пальцев закреплял в петле на определенной высоте, а остальными пальцами продолжал играть гаммы. Для 21-летнего Шумана результатом эксперимента были растянутые сухожилия, обманутые надежды и решение стать композитором.
Размер не имеет значения
Пьедестал
Успеха на исполнительском поприще добивались пианисты с совершенно разными физическими данными
Фото: GETTY IMAGES (X2), ФОТОХРОНИКА ТАСС, РИА НОВОСТИ, DIOMEDIA (X2)
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2018, частично обновлен в июне 2022