Дочь Победоносца, чеховская героиня и фрекен Бок. «Вокруг света» разобрался, правда ли, что…
У Раневской было три отчества и два года рождения
Да
Согласно записи в метрической книге еврейской общины города Таганрога, будущая актриса, тогда еще Фанни Гиршевна Фельдман, появилась на свет в 1895 году. Впоследствии в советских документах годом ее рождения указали 1896-й. Русифицированное отчество «Григорьевна» значилось в советском паспорте, но Раневскую гораздо чаще называли Фаиной Георгиевной. «Может, мне хотят польстить? Ведь Гришка — Отрепьев, а Георгий — Победоносец!» — так объясняла это сама актриса, по словам ее друга, журналиста Глеба Скороходова.
Актерские байки
Ия Саввина, актриса:
«Сидим, Фаина Георгиевна, рассказывая что-то, встает, чтобы принести книгу, возвращается, продолжая говорить. Мы внимательно слушаем, и вдруг: „Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание — не могу стоять, когда мужчины сидят“».
Лев Лосев. «О Раневской»
Раневская заикалась
Да
С детства. Позже заикание почти исчезло, возвращалось в стрессовых ситуациях. Поэтому первая попытка Раневской покорить Москву провалилась: в театрах и театральных школах ей прямо говорили о профессиональной непригодности. Вернувшись в Таганрог, будущая звезда стала посещать студию, где научилась говорить, слегка растягивая слова, что помогало скрывать заикание.
Она автор афоризма «Лучшая диета — не жрать»
Не совсем
Знаменитый ответ «Сижу не жрамши!» дала балерина Майя Плисецкая на вопрос журналистки, как она питается, чтобы сохранить стройную фигуру. Андрей Вознесенский даже вставил эту фразу в стихотворение «Портрет Плисецкой»: «Так отвечают художники и олимпийцы. // „Сижу не жрамши!“». Впрочем, Раневская была солидарна со звездой балета. Однажды на вопрос, как похудеть, она ответила: «Очень просто: жрать каждый раз на полведра меньше».
Псевдоним актриса взяла в честь чеховской героини
Да
Она считала, что актрисе необходимо иметь звучную фамилию. «Ведь до революции… не случайно же все люди публичных профессий… думали о своих именах», — цитировал ее Скороходов. А Чехова она любила с детства. И в 1918 году артистка официально стала Раневской, как Любовь Андреевна в драме «Вишневый сад». Знавшие ее люди рассказывали: молодая актриса получила денежный перевод, но на выходе из банка купюры вырвал из рук ветер. «Как грустно, когда они улетают», — сказала девушка. Ее спутник воскликнул: «Да ведь вы Раневская. Только она могла сказать такую фразу».
Раневская не любила сниматься в кино
Да
О киносъемках говорила: «Представьте, что вы моетесь в бане, а туда пришла экскурсия». Первым опытом Для Раневской стала «Пышка» — немой фильм 1934 года. Это была тяжелая работа: ночь, холод на площадке, неудобный костюм, шум и суета съемочного процесса. Раневская даже поклялась тогда, что больше никогда не будет играть в кино.
Актерские байки
Глеб Скороходов, писатель и журналист:
«На Тверском Ф. Г. встретила знакомого.
— Фаина Георгиевна! — воскликнул он. — Вы чудесно выглядите!
— Я симулирую здоровье, — ответила она.
— Да что вы! У вас такой чудный румянец!
— Оставьте, какой же это румянец? Это чудеса науки и техники — румянец из Парижа».
Глеб Скороходов. «Разговоры с Раневской»
«Домомучительница» из мультфильма «Карлсон вернулся» «срисована» с Раневской
Да
Художник-постановщик мультфильма Анатолий Савченко рассказывал, что подал режиссеру Борису Степанцеву идею пригласить Раневскую озвучивать Фрекен Бок. И персонаж создавали под влиянием колоритной внешности артистки. «Неужели я такая страшная?» — возмутилась Фаина Георгиевна, увидев нарисованную домоправительницу. Фразы фрекен Бок «Я сошла с ума, какая досада…» и «Милый, милый…» принадлежат другой героине Раневской — чудаковатой экономке из фильма «Весна».
Актриса была убежденной вегетарианкой
Нет
Раневская любила мясо. С возрастом здоровье Фаины Георгиевны ухудшилось, и иногда ей приходилось придерживаться вегетарианской диеты, но актриса переносила временные ограничения мучительно. Однажды она заметила домработнице: «Лизочка, мне кажется, в этом борще чего-то не хватает». На что Лиза ответила: «Правильно, Фаина Георгиевна, не хватает мяса».
Актерские байки
Алексей Щеглов, внук ее подруги Павлы Вульф:
«Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — это в то время было распространено. Как отказаться? Один ее знакомый посоветовал, если такое предложение поступит, сказать, что она кричит во сне. Тогда она не подойдет для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. „Ой, что вы, голубчик! Я не могу, я кричу во сне!“ — воскликнула бедная Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, бог знает!»
Алексей Щеглов. «Раневская. Фрагменты жизни»
Раневскую не взяли во МХАТ, потому что Немирович-Данченко счел ее сумасшедшей
Вероятно
Незначительно расходящиеся версии этой истории пересказывали со слов Раневской ее знакомые. Однажды друг Фаины Георгиевны, актер Василий Качалов устроил актрисе встречу с режиссером МХАТа Немировичем-Данченко. Но она по рассеянности назвала Владимира Ивановича Василием Степановичем. В театр Раневскую не приняли, а режиссер заявил Качалову: «И не просите: она, извините, ненормальная. Я ее боюсь».
Цитаты Фаины Раневской
Люди делятся на тех, кому хорошо, и тех, кому от этого плохо.
Жить — это искусство, к сожалению, большинство занимается ремеслом — выживанием.
Будущее удивительно изворотливо, до него никак не удается дожить.
Что-то моя зарплата подозрительно смахивает на сдачу в гастрономе.
В ЗАГСе происходит обмен проблемами, а чтобы было понятно, что бежать некуда, надевают кольца.
Я так одинока, что поддержку оказывает только собственный скелет.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, март 2018, частично обновлен в июне 2023