1. Один из самых эффективных способов защиты от угона прост и невероятно доступен
Речь идет о противоугонной маркировке стекол, когда на стекла и зеркала транспортного средства наносится VIN-номер (идентификационный номер транспортного средства, англ. Vehicle identification number) или его часть. Иногда маркируются фары и задние фонари. Цифры выбиваются с помощью специального трафарета, при этом используется лазер, особая кислотосодержащая паста или пескоструйка.
Когда на автомобиле сделана маркировка всех стекол, то похищать его становится невыгодно. Неважно, разберут ли машину на запчасти или перегонят в другой регион с новыми документами, — промаркированные стекла придется заменить, а полное остекление машины стоит круглую сумму, которая, само собой, вычитается из «гонорара» угонщика, так что он дважды подумает, стоит ли возиться с вашим авто.
Еще один аргумент в пользу такой защиты: в некоторых случаях страховой полис КАСКО на авто с маркированными стеклами стоит дешевле. При этом делается маркировка довольно быстро (минут 30–40), а удалить надпись со стекла невозможно, но в этом и нет необходимости — VIN не госномер и никогда не меняется.
2. Рассеянность автовладельца помогает угонщику
Как и в других жизненных ситуациях, в случае с угоном любимой машины нас нередко подводит собственная невнимательность. Бывает, что хозяин уже сидит в заведенной машине или, например, счищает с нее снег, оставив ключ в салоне. Маленькая уловка, секундная заминка — и вот уже бывший владелец изумленно смотрит, как его автомобиль уезжает по трассе без него. И, кстати, если машину угнали с ключами, то даже при наличии полиса КАСКО страховая, скорее всего, откажет в выплате. Не говоря уже о том, что затрат на амортизацию, общественный транспорт и саму страховку вам, конечно же, никто не возместит. Поэтому привычка всегда глушить мотор и закрывать автомобиль должна превратиться в безусловный рефлекс.
Бывает и так, что вы сидите в машине, когда она уже заведена и прогревается, и тут «добродушный» прохожий сообщает вам, что вы забыли пакет, который, разумеется, стоит сзади, у багажника. Или что вы проткнули колесо. Или вы тронулись и вдруг слышите звук консервных банок, грохочущих по асфальту. Вам захочется посмотреть, в чем дело, но не каждый при этом догадается заглушить мотор, взять с собой ключ и закрыть дверь, а «прохожий» молниеносно окажется на водительском сидение, и автомобиль ваш скроется в неизвестном направлении прямо у вас на глазах.
3. Поискать можно во дворах или… в соцсетях
Довольно часто только что угнанный автомобиль оставляют на неделю-другую в одном из тихих дворов неподалеку от места кражи, чтобы убедиться в отсутствии GPS -маяка. Нередки случаи, когда после угонов незадачливые владельцы находят свою машину именно таким образом.
Впрочем, осмотреть все дворы невозможно, и тут на помощь приходят социальные сети. В крупных сообществах автомобилистов постоянно обновляются альбомы с фотографиями угнанных машин, а также с информацией о подозрительных, давно занесенных снегом или брошенных в странных местах авто. Не исключено, что их кто-то ищет.
4. Место, время и модель имеют значение
Самое частое время угона — ночь и раннее утро, то есть примерно с 3 до 5 утра. Угонщики активнее всего в середине недели — в среду и четверг. Центральные районы городов обычно безопаснее окраин (особенно если район расположен на острове, как, например, в Петербурге), потому что с периферии проще выбраться за город, да и дворов, где можно спрятать машину, там гораздо больше.
Рейтинги наиболее популярных у угонщиков марок и моделей сильно отличаются в зависимости от региона и страны. Впрочем, обычно в таких списках лидируют японские марки, такие как Toyota и Mazda. В России часто угоняют Hyundai Solaris, Kia Rio, Renault Duster и, конечно, «Ладу» — таких машин много, они пользуются спросом. Премиальные автомобили вроде Porsche Cayenne уезжают в другие регионы по индивидуальным «заказам», а массовые «Солярисы» и «Фокусы» идут под разбор на запчасти, и отыскать их после угона обычно практически невозможно.
Реже всего угоняют «французов», не пользуются спросом автомобили в кузове «универсал», не особенно интересуют угонщиков и Volvo.
5. Иногда угон может быть опасен для жизни
В некоторых странах угон автомобиля считается крайне серьезным преступлением. Настолько, что и методы защиты от покушения на частную собственность могут показаться чересчур жесткими. Особенно впечатляет в этом плане ЮАР, где автомобилисты устанавливают такие противоугонные системы, что в пору снимать фильмы ужасов. Например, при попытке завести вскрытую машину можно запросто получить выстрел гарпуном, который тщательно спрятан в салоне. Что делать дальше? Это уже проблемы угонщика.
Другое популярное южноафриканское противоугонное «развлечение» — поджог человека, который взломал автомобиль. Для этого в автосервисе совершенно официально и вполне законно устанавливается система из газовых труб и небольшого воспламенителя, а на стекле авто появляется специальная наклейка, предупреждающая о его «пожароопасности».
В некоторых латиноамериканских странах в машинах на ночь оставляют бойцовых собак или устанавливают устройства, которые способны сильно ударить угонщика током. Все это кажется куда более устрашающим, чем блокиратор руля.
При этом есть страны, где автомобиль не принято запирать вовсе. Например, на Кубе, в Исландии или Грузии никто обычно не придает такой «мелочи» значения — все строится на доверии к окружающим.
6. Будущее за биометрией
Одна из американских компаний недавно запатентовала противоугонную систему, которая не просто защищает машину, но и ловит злоумышленника. В салоне устанавливают несколько крошечных датчиков движения. Как только происходит несанкционированное проникновение в салон, он моментально заполняется быстросохнущей пеной, которая, застывая, становится твердой. Сдвинуться с места при этом невозможно — остается дожидаться хозяина или полицию.
А вообще эксперты сходятся во мнении, что в ближайшем будущем лучшие охранные комплексы будут идентифицировать владельца по биометрическим параметрам, причем задавать их можно будет сколько угодно: отпечатки пальцев, рисунок радужки глаза, распознавание лица, контуры спины при опоре на спинку сиденья, даже запах. Специалисты обещают, что система не только будет узнавать водителя, открывающего дверь, но еще и автоматически отрегулирует под него зеркала и даже сообщит о состоянии автомобиля.
Впрочем, почти наверняка найдутся «энтузиасты», которые научатся переигрывать даже такую систему. Ведь если по каким-то причинам профессиональным угонщикам понадобился ваш автомобиль, они сделают все, чтобы добиться своего.
Впрочем, в ваших силах постараться максимально обезопасить и себя, и свое транспортное средство. Например, завести привычку всегда глушить мотор и запирать дверь, покидая салон даже на полминуты, а также быть немного внимательнее к себе и окружающим.
Фото: Getty Images