В российский прокат выходит приключенческая драма «Гонка века», в основе сюжета которой реальная история английского яхтсмена-любителя Дональда Кроухерста. Смелого и изобретательного предпринимателя сыграл британский актер, обладатель премии «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Король говорит!» Колин Ферт. В 1968 году его герой Дональд Кроухерст заложил свое состояние, чтобы исполнить давнюю мечту — совершить кругосветное путешествие в рамках парусной гонки. Вскоре после отплытия яхтсмен понял, что соревнование ему не выиграть, и задумал безумную авантюру.
«Вокруг света» поговорил с Колином Фертом о прототипе его персонажа, съемках фильма и регатах, а также узнал подробности биографии Кроухерста и еще пяти авантюристов, вошедших в историю парусного спорта.
Дональд Кроухерст
Дональд Кроухерст
Английский предприниматель и яхтсмен Дональд Кроухерст был, пожалуй, самым большим авантюристом в истории парусного спорта, человеком, который ради славы и победы поставил на карту все… и не смог смириться с поражением. Его карьера началась в военно-воздушных силах Великобритании, но вскоре Кроухерсту пришлось оставить службу. Не заладился и его бизнес по продаже электроники, из-за которого предприниматель влез в долги и даже убедил мать продать дом.
В 1968 году Кроухерст узнал о проведении кругосветной парусной гонки на приз газеты The Sunday Times и решил принять участие в соревновании, причем взял в долг солидную сумму, убедив инвесторов, что сможет одержать победу. Его яхта-тримаранTeignmouth Electron хотя и была оборудована по последнему слову техники, но весьма недобросовестно, поэтому поломки возникали одна за другой, и более или менее благополучно яхтсмену удалось добраться лишь до Португалии. После этого отказал электрогенератор, и Кроухерст остался без света и связи. Он безнадежно отстал от основного корпуса регаты, выиграть гонку было нереально, и в его голове созрел рискованный план, детали которого историки выясняют до сих пор.
Кроухерст скрыл свое положение не только от организаторов гонки, но и от близких и в течение некоторого времени вел ложный судовой журнал, куда вписывал неверные координаты. Впрочем, довольно быстро он понял, что разоблачение неминуемо — сфальсифицировать кругосветное путешествие, не предпринимая его, невозможно.
Авантюристы под парусом: Дональд Кроухерст и еще 5 яхтсменов, поразивших мир
Что было дальше, не знает никто. Дрейфующую яхту Кроухерста нашли в Саргассовом море. Содержание бортовых журналов судна можно было трактовать как свидетельство безумия яхтсмена-авантюриста, чья мечта так и не осуществилась. Последняя запись гласит: «Кончено. Кончено. ВОТ ОНА, БЛАГОДАТЬ. Я выйду из игры».
Возможно, Кроухерст совершил самоубийство, хотя впоследствии в газетах то и дело появлялись слухи, что его видели в разных местах после завершения регаты.
В «Гонке века» Дональда Кроухерста сыграл Колин Ферт. Накануне премьеры — фильм выходит в российский прокат 22 марта — мы поговорили с актером о его герое, съемках и парусном спорте.
— Господин Ферт, вы знали о Дональде Кроухерсте до того, как вас пригласили сниматься в «Гонке века»?
— Знание обрушилось на меня вместе со сценарием. Это было довольно давно. Случается, когда увлекаешься темой, то начинаешь повсюду замечать отсылки к ней. Приходит понимание, что с ней связано огромное количество фильмов и книг. Не знаю, насколько известно имя Кроухерста сейчас, но прошлое поколение прекрасно его знало. Во время описанных в фильме событий я сам был ребенком, слышал о таких легендах яхтинга, как Чичестер, Алек Роуз, Робин Нокс-Джонстон… Мне тогда было лет семь, и это было значимо для самосознания англичан того времени. В школе учителя приводили Чичестера, который совершил кругосветное плавание, в пример детям. Я помню фотографии прибытия его судна в Англию. Все вокруг восхищались: «Он прошел на яхте вокруг света». Помню, как я лежал в кровати и мечтал о подобном кругосветном плавании! Но уже тогда понимал, что вряд ли мне такое по силам.
— Расскажите, какое впечатление на вас произвел ваш герой, Дональд Кроухерст?
— За день до отплытия он сообщил своему пиарщику, что яхта не готова. Он об этом знал. Но выбора не было. Ему так и сказали. Он подписал контракт, так как, откажись он плыть, он бы лишился дома и компании. Так что он должен был участвовать и дойти до финиша. И он поплыл. Лично я искренне восхищаюсь этим человеком и очень ему сочувствую. У него на глазах рассыпалась его мечта.
— Некоторые сцены в лодке были сняты в студии. Вы использовали специальные устройства, чтобы имитировать качку?
— Да, некоторые эпизоды снимались в настоящей каюте, но она слишком мала. Я был шокирован тем, насколько маленькой оказалась ее студийная версия. Узнав о том, что съемки будут проходить в студии, я представил себе модель каюты, в которой одна стена полностью отсутствует. Однако на деле она оказалась полностью закрытой — оставили только небольшое окошко, в которое была втиснута камера. Поэтому клаустрофобия началась с первых же минут. К тому же установку довольно сильно раскачивали. Настолько сильно, что, возвращаясь домой после съемок, я все еще ощущал качку, как после дня, проведенного в море, хотя провел я этот день в студии. Но когда мы начали съемки на настоящей яхте, мы все были потрясены, насколько она меньше студийной.
— Вы до этого выходили в море под парусом?
— У меня в этом мало опыта. Я прошел краткий, но емкий курс. У меня был дядя, который жил в Девоне. Он был ровесником Кроухерста, принадлежал к тому же поколению и чем-то напоминал его. В глубине души я всегда ощущал эту связь, некую культурную параллель. Дядя брал меня с собой в море, но я был как раб на галере! Работы на яхте очень много, но так как я мало что понимал и не брал на себя инициативу, то приходилось подчиняться приказам. Поэтому в то время я толком так и не научился ходить под парусом. Я немного потренировался на небольшом двухместном судне из стеклопластика перед съемками. Это была прогулочная лодка, которую использовали для обучения. Конечно, эти уроки не помогли бы мне пересечь Атлантический океан, но некоторое представление о силе морского ветра я все-таки получил.
Джошуа Слокам
Джошуа Слокам
Джошуа Слокам стал первым человеком, в одиночку совершившим кругосветное плавание на яхте, причем сделал он это в весьма почтенном возрасте. Уроженец Новой Шотландии, до 16 лет Слокам трудился на ферме своего отца и лишь грезил о море, в свободное время мастеря модели парусников. Отец категорически не одобрял мечты сына и прочил тому карьеру если не фермера, то ремесленника. Так что Джошуа убежал из дома и даже сменил фамилию Слокомб на Слокам.
Он получил место юнги на рыболовном судне и больше никогда не возвращался на малую родину, нанимаясь вместо этого то на один корабль, то на другой. К зрелым годам Слокам стал профессиональным моряком, а когда ему стукнуло пятьдесят, остался без работы — парусным судам стало сложно выдерживать конкуренцию с пароходами.
Два года на берегу показались Слокаму бесконечными, поэтому вскоре он нашел брошенный и изрядно потрепанный жизнью столетний шлюп длиной чуть более 10 метров, восстановил его на собственные средства, потратив полтысячи долларов (серьезные по тем временам деньги) и уйму усилий и времени, и отправился на новоявленной яхте в открытый океан. Судно получило имя «Спрей».
У Джошуа не было конкретной цели, он просто хотел ходить под парусом и для исполнения мечты продал все, что имел. Друзья помогли со съестными припасами.
Выходя из порта Бостона 2 июля 1895 года, Слокам не знал, что в одиночку пересечет Атлантику, не говоря уже о кругосветке. И все же через 3 года и 2 дня «Спрей» вернулся туда же, откуда и стартовал, преодолев 46 тыс. миль (примерно 74 тыс. км). Позже Слокам подробно описал свои впечатления в книге «Вокруг света в одиночку»: уж чего-чего, а приключений на его долю выпало немало — нашлось место и сломанной мачте, и шквалистому ветру, и нападению пиратов, и столкновению с китом. В ходе некоторых испытаний Джошуа демонстрировал чудеса невозмутимости — например, во время шторма готовил баранье жаркое и варил кофе. Его судно болтало, но яхта оставалась сухой — в такую погоду легкие парусники качает на огромных волнах, но не заливает так, как это происходит порой с тяжелыми судами.
Капитан Слокам часто вспоминал старинную морскую молитву: «Помни, о Господи, судно мое так мало, а твое море так велико!» Впрочем, он не только надеялся на Провидение, но и сам тщательно следил за состоянием яхты. Даже в конце кругосветки «Спрей» не пропускал ни капли воды и был в столь же великолепном состоянии, как и на старте. Вплоть до 65 лет Джошуа ходил на этом паруснике, а последний раз отправился в открытое море в 1909 году, намереваясь совершить небольшое путешествие. С тех пор никто его больше не видел.
Эрик Табарли
Эрик Табарли
Французские яхтсмены считают этого человека национальным героем, и неспроста: мало кто в Пятой республике вложил в развитие парусного спорта столько сил и новаторских идей, сколько Табарли. Яхтами увлекалась вся его семья, в семилетнем возрасте на борту фамильного судна Pen Duick Эрик уже впервые участвовал в гонках. Этот парусник был настоящей семейной реликвией со славной историей. Когда отец Табарли из-за трудностей продал ее, Табарли-младший приложил невероятные усилия и выкупил яхту назад. Чтобы иметь возможность содержать Pen Duick , он отправился служить не в военно-морской флот, а в морскую авиацию, где было больше жалованье. Все заработки шли на реконструкцию любимой яхты. Когда же смысл ремонта был утрачен окончательно, корпус судна стал основой для нового парусника. У Табарли получилась бесподобная быстроходная яхта.
В 1962 году Эрик увидел в газете сообщение о трансатлантической регате, и его судьба была решена окончательно.
В 1964-м Табарли выиграл на своей яхте одиночную Трансатлантическую гонку, в 1960–1970-х — множество других соревнований. После этого парусный спорт во Франции стал по-настоящему популярным и массовым.
Табарли идеально знал многие лодочные конструкции, в том числе такие редкие, как полинезийское каноэ. Он неустанно трудился, создавал огромные архивы, придумывал технические новшества, которые затем массово внедрялись в парусном спорте, а еще много времени уделял своей физической подготовке — бег, тяжелая атлетика, закаливание. Его личный рекорд — пересечение Атлантики за 10 дней и 5 часов.
Табарли продолжал выигрывать гонки, когда ему было далеко за 60, но никогда не страдал звездной болезнью — напротив, своей любовью к морю он хотел делиться со всеми и потому организовал школу молодых яхтсменов. Погиб Табарли по нелепой случайности, оказавшись за бортом в шторм при выполнении рутинного маневра.
Эллен Макартур
В родной Англии ее знают даже те, кто далек от парусного спорта. Эллен Макартур впервые обошла мир под парусом небольшой яхты, повторив знаменитый маршрут героев Жюля Верна, в 2001-м, когда ей было всего 24 года.
Морем Макартур болела с детства, да так сильно, что экономила на школьных завтраках, чтобы купить свой первый швертботик, а потом и подержанную яхту, на которой она в одиночку обогнула Британию.
После этого Эллен задумала более грандиозное, кругосветное путешествие и долго искала спонсоров, параллельно участвуя в гонках, в том числе трансатлантических. В 2001 году она осуществила давнюю мечту, причем заняла в кругосветной безостановочной парусной гонке одиночек второе место, став самым молодым участником соревнования. Интересно, что у нее были все шансы прийти к финишу первой, но Эллен отклонилась от курса, чтобы помочь будущему победителю, который попал в аварию. Великодушный поступок Макартур настолько впечатлил общественность, что газетные заголовки пестрели тогда только ее именем, а о яхтсмене, который пришел первым, все как-то позабыли.
В 2004–2005 годах Эллен установила мировой рекорд одиночного кругосветного плавания — 71 день и 14 часов 18 минут 33 секунды. Практически сразу после финиша в феврале 2005-го Макартур была пожалована в дамы-командоры ордена Британской империи. Она также награждена французским орденом Почетного легиона.
В последние годы спортсменка ушла из большого парусного спорта и сосредоточилась на благотворительности.
Рой Дисней
Рой Дисней
Немногие знают, что главной страстью племянника Уолта Диснея, долгое время занимавшего должность руководителя корпорации Disney , был парусный спорт. Рой поставил несколько скоростных рекордов — например, добрался из Лос-Анджелеса в Гонолулу на однокорпусной лодке всего за 7 дней и 11 часов 41 минуту 27 секунд.
В 2006 году, будучи человеком уже весьма солидного возраста, Дисней задумал невероятную авантюру: купил гоночную яхту «Утрений свет» и зарегистрировал ее на гонку TransPac , маршрут которой пролегал через Тихий океан. Затем он привез к старту съемочную группу Disney и… 15 молодых ребят с горящими глазами, которые только-только успели влюбиться в парусный спорт, но никакого опыта еще не имели. Со словами «Это приключение изменит ваши жизни» Дисней вручил им ключи от роскошной яхты. Спустя полгода юные яхтсмены стали самым молодым экипажем, когда-либо пересекавшим Тихий океан. Дисней также отправился по маршруту, да еще и снял об этом кино, которое так и называется — «Утренний свет». Примечательно, что в ленте нет ни одного постановочного кадра.
Николай Литау
Наш соотечественник, известный яхтсмен, капитан Николай Литау прошел на своем паруснике все четыре океана, стал участником трех кругосветок и внес громадный вклад в развитие российского парусного спорта. Еще в юности у него появилась мечта — отправиться в кругосветное путешествие по Северному морскому пути на паруснике. Яхта для этого нужна была особая, пригодная для самых суровых испытаний, и Литау спроектировал судно сам. Работа началась в 1993 году и завершилась в 1996-м. Название для яхты выбрал тогдашний патриарх Алексий II — «Апостол Андрей».
На этом судне Николай Литау совершил три кругосветных путешествия, побывал в самых суровых и неприступных уголках нашей планеты, в том числе у берегов Антарктиды, посетил все континенты и избороздил просторы всех четырех океанов. А еще поставил пять мировых рекордов. По мотивам своих путешествий он написал три книги в жанре «дневник капитана» — по одной на каждую кругосветку.
Неудивительно, что Литау был удостоен звания «Легенда яхтинга», а его подвиги вдохновили многих любителей моря встать под парус и бросить вызов водной стихии.
Фото: commons.wikimedia.org (х5), Joe McNally / Contributor / Getty Images, Patrick Rideaux / PicturePerfect / legion-media, commons.wikimedia.org