Сегодня фуэте считается обязательным элементом русского классического балета. Сложно представить, что придумали его в Европе, а наши балерины долгое время не могли овладеть техникой безостановочного кружения. Зрителей оно приводило в замешательство: как танцовщицы не теряют равновесия и не падают?
Не терять равновесия
Впервые на русской сцене фуэте представила приглашенная из Вены Генриетта Дор в 1868 году. Шестнадцать оборотов делала Антониетта дель Эра в балете «Щелкунчик». Но настоящей сенсацией стали в 1893 году 32 фуэте итальянки Пьерины Леньяни.
Русская балерина начала ХХ века Тамара Карсавина вспоминала, как русские танцовщицы пытались повторить фуэте: «…по вечерам всюду мелькали силуэты, похожие на кружащихся дервишей, мы вертелись в классах, столовой, дортуарах, теряя равновесие после 2–3 туров и все начиная сначала».
Секрет фуэте раскрыла Матильда Кшесинская. Она ходила на представления Пьерины Леньяни, чтобы рассмотреть все ее движения. Оказалось, что бороться с головокружением помогает хитрость: балерина смотрит в точку, фиксируя голову на месте так долго, как только возможно (см. рис., позиции 4–10). Затем, опережая движение тела, быстро поворачивает голову и находит глазами опорную точку — свет прожектора или другого танцора (см. рис., позиции 11–3).
МЕДОСМОТР
Шаткое положение
За поддержание равновесия у человека отвечает орган, расположенный в ушах, — вестибулярный аппарат. Некоторые народы знали об этом очень давно, по крайней мере, в одном из древних языков — иврите — «ухо» и «равновесие» являются однокоренными словами.
«Способность „держать равновесие“ можно тренировать. Например, почему у нас кружится голова на карусели? В органе равновесия есть маленькие „камушки“ — отолиты. По их положению мы ориентируемся и понимаем, где верх, а где низ. На карусели под действием центробежной силы „камушки“ перемещаются так, как они могли бы сдвинуться, если бы голова реально вращалась вокруг своей оси», — поясняет врач-невролог, рефлексотерапевт клиники «МедикСити» Владислав Новожилов.
Поэтому, кстати, прекрасной тренировкой вестибулярного аппарата считаются занятия балетом. И именно из-за этого они входят в программу подготовки… футболистов. Первыми его начали практиковать в английской команде Millwall FC. В 1964 году профессиональную балерину Дорин Эрмитидж пригласили вести занятия с футболистами.
Обман зрения
Одна из функций вестибулярного аппарата — стабилизировать картинку, передаваемую в мозг от наших глаз. Для этого существует особый вестибулоокулярный рефлекс, заставляющий глазные яблоки двигаться так, чтобы компенсировать изменения положения головы.
Проведите простой эксперимент: возьмите в вытянутую руку книгу и попробуйте ее прочитать, водя головой вправо-влево (как будто говорите «нет»). Это вам удастся с легкостью, если, конечно, ваш вестибулоокулярный рефлекс в порядке. А теперь попробуйте двигать не голову, а книгу. В этой ситуации у вас, скорее всего, очень быстро закружится голова: мозг будет получать противоречивые сигналы. Схожая ситуация возникает и при исполнении фуэте. Поэтому балерины и используют хитрость с фиксацией взгляда во время поворота головы при вращении.
Обмануть вестибулоокулярный рефлекс сложно, поэтому вряд ли у вас получится научиться читать колеблющуюся книгу. Но можно улучшить свою реакцию (чем и занимаются балерины с раннего детства). Самый простой способ: стоя прямо, сведите ноги вместе и закройте глаза; руки положите на пояс, поднимитесь на цыпочки и задержитесь в таком положении на несколько секунд; затем плавно вернитесь в начальное положение. Повторите несколько раз. Еще одно эффективное упражнение — кататься на качелях, постепенно увеличивая амплитуду движения.
При выполнении серии вращений в быстром темпе на месте работающая нога балерины по окончании каждого поворота на 360° открывается в сторону на 45–90°.
ПЬЕДЕСТАЛ
Хлесткий аргумент
Фуэте — настолько сложный элемент, что далеко не все балерины могли выполнять его в совершенстве, но это не помешало им считаться звездами.
Майя Плисецкая признавалась, что ее фуэте нестабильны. Часто, исполняя партию Одиллии в «Лебедином озере», Плисецкая заменяла фуэте 32 вращениями по кругу (название элемента происходит от французского «хлестать», так как при вращении нога работает подобно хлысту, подгоняя и разгоняя танцовщицу; Плисецкая иногда этот «хлыст» не использовала).
Рекордное вращение приписывают Галине Степаненко. Она смогла сделать на бис 96 оборотов (трижды по 32). Сейчас Степаненко заведует балетной труппой Большого театра.
Центр тяжести для исполнения фуэте крайне важен. Что не помешало нью-йоркской балерине Эшли Баудер исполнить фуэте, находясь на 39-й неделе беременности. В 2016 году она выложила в соцсетях видео, где исполняет фуэте, справившись с проблемой смещения центра тяжести из-за большого живота.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2018, частично обновлен в декабре 2023