Пока Tesla из личной коллекции Илона Маска рассекает просторы космоса, а учителя литературы угнетают школьников риторическим вопросом, какой русский не любит быстрой езды, в мире есть вполне земные парни, которых хлебом не корми — дай погонять. И им не дают покоя лавры легендарных гонщиков! Про Шумахера и «Формулу-1» вы и сами слышали, но помимо них есть еще много крутых пилотов.
Вундеркинд Себастьян Феттель
Германия все делает качественно, на совесть — от автомобилей и пива до промышленного оборудования, тезисов Реформации и философских школ. Всегда были на слуху и немецкие спортсмены: тут вам и Борис Беккер, и Йоахим Лёв, и Мануэль Нойер, и Дирк Новицки, и много еще кто.
В 2010 году лучшим спортсменом года в Германии был признан двадцатитрехлетний Себастьян Феттель, четырехкратный чемпион мира «Формулы-1», причем в каждый из сезонов (с 2010 по 2013 год) он оставался самым юным победителем серии. В перерывах, проездом, он успел стать самым молодым вице-чемпионом мира (в 2009 году) и разжиться другими престижными наградами и званиями.
Его часто называют вторым Шумахером — такой же талантливый и бесшабашный немец. Но сам Феттель всю жизнь открещивается от навязываемого сходства: конечно, Красный Барон — кумир его детства, но сегодня Себастьян неоднократно подчеркивает, что он самостоятельная единица автоспорта и сравнения тут неуместны. Легендарный Ники Лауда, снимая в 2011 году перед Феттелем свою не менее легендарную красную кепку, назвал его идеальным чемпионом, и это уже ближе к истине.
Страдания юного Феттеля по машинам начались, как и у всех мальчиков, в раннем детстве, и уже в семь лет он впервые сел за руль. Правда, параллельно с этим Себастьян мечтал стать певцом, но вокальных данных ему катастрофически не хватило. В отличие от большинства людей, которых эти незначительные детали не останавливают, Феттель здраво рассудил: не можешь петь — не мучай связки. И сделал ставку на автоспорт.
Не прогадал. Феттель начинал карьеру с выступления за команду BMW. Правда, всего год, после чего ушел в Toro Rosso, позже — в Red Bull, а в 2014 году подписал договор с Ferrari. Текущая команда немца — Aston Martin.
Но публика и журналисты любят Феттеля не только за солидный послужной список. Феттель — простой парень «из соседнего двора»: его не коснулась звездная болезнь, он летает обычными рейсами, охотно дает развернутые интервью, на прием к князю Монако Альберу II приходит в джинсах и тапочках и может себе позволить подарить на 80-летие боссу «Формулы-1» ходунки с шутливыми кнопками приема виагры и вызова медсестры и юриста (что еще нужно человеку в 80 лет?). Всем своим машинам Феттель дает имена: в коллекции есть Маргарита, Джина, Ева, Голодная Хайди, Сексапильная Лиз и еще несколько ярких и легкомысленных, если верить слухам, «девушек».
Себастьен Лёб: орел Почетного легиона
Себастьен Лёб — французский автогонщик, который девять раз подряд, с 2004 по 2012 год, становился чемпионом мира по ралли, что делает его самым титулованным раллистом за всю историю. Ему же принадлежит серебро 2005 года в старейшей гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана», а также ряд рекордов по числу очков, побед и выигранных спецучастков чемпионата мира по ралли.
В отличие от Феттеля, с детства Лёб всерьез увлекался не машинами, а гимнастикой и даже занимался ею на околопрофессиональном уровне. Видимо, однажды он отрабатывал какой-то особенно каверзный трюк и случайно совершил кульбит в другую спортивную дисциплину. Но, как бы то ни было, в 1995 году он раз и навсегда променял брусья на гоночное кресло-ковш.
В 1998 году Лёб дебютирует на международной арене от команды Citroën, ей он оставался верен и по 2019-й (двадцать лет, между прочим), когда пересел на Hyundai.
Еще одна большая любовь Себастьена — асфальтовые гонки: он выиграл почти все состязания на этом покрытии. Трижды Себастьен становился победителем «Гонки чемпионов», в которой крутизной мерятся лучшие пилоты «Формулы-1», NASCAR, чемпионата мира по ралли, IndyCar и других культовых состязаний. В 2015 году он на полторы минуты превзошел действующий рекорд «Гонки в облаках», взлетев по трассе Пайс-Пик за 8 минут 13 секунд. Это было даже быстрее потенциально возможного времени, которое предварительно просчитал компьютер. Последний этап на высоте 4300 метров ему пришлось проходить практически на ощупь, поскольку финальный поворот слепой, но Себастьену не привыкать. Повадки у него — на зависть ниндзя: сложные участки треков он преодолевает по памяти, за время тренировок успевает выучить их наизусть и ориентируется по рельефу местности. Однажды на ночном участке Ралли Уэльса Лёб тоже шел вслепую через дождь и туман — фары барахлили, поэтому пришлось снова призывать на помощь свои суперспособности. В 2009 году за заслуги перед Францией и автоспортом Николя Саркози посвятил Лёба в рыцари ордена Почетного легиона.
Себастьен Ожье: позднее зажигание
Если вы еще не запутались в Себастьянах, Себастьенах и прочих производных на один квадратный метр трассы, то вот вам еще один. Себастьен Ожье дышит в бампер Лёбу: пятикратный чемпион мира по ралли (2013–2017 годов), он уступает тезке и по количеству побед на этапах — 40 против 78.
В отличие от Феттеля, Ожье достаточно поздно пришел в автогонки: до этого он предпочитал гонять на горных лыжах и даже получил профессиональный разряд. Если Феттель в 23 года уже стал чемпионом мира, то Ожье в двадцать два только дебютировал, причем начал свою карьеру он в качестве механика Peugeot Sport. Впрочем, торопиться по жизни ему некуда — не на трассе же. После серии удачных выступлений за Citroën в 2011 году Ожье покидает команду из-за внутренних разногласий: его чемпионские амбиции не уживались ни с руководством, ни с Лёбом. Практически сразу он подписал контракт с Volkswagen, и с этого момента начинается его чемпионский путь и неофициальная дуэль на моторах с Лёбом.
В 2013 году он стал вторым нескандинавским пилотом после Лёба, которому удалось выиграть Ралли Швеции. Чуть позже на гонке в Аргентине Ожье уступил бывшему сокоманднику, однако Ралли Франции наконец принесло ему долгожданную победу — первый титул чемпиона мира. Всего же за сезон 2013 года он набрал в сумме 290 очков. Это был не только рекорд раллийного чемпионата, но и то самое блюдо, которое нужно подавать холодным: предыдущий лучший результат в 276 очков принадлежал, разумеется, Лёбу.
После такого внушительного триумфа можно было и успокоиться, но Ожье погнал дальше — и гонит до сих пор. Не обходится и без красивых побочных историй: так, во время заезда на Ралли Мексики в 2018 году гонщик спас сбитую кем-то из участников собаку, несмотря на то что это стоило ему драгоценного времени, — к восторгу самой собаки, поклонников, прессы и жены пилота, которая, по словам самого Ожье, просто ушла бы от него, если бы он проявил малодушие.
Скотт Диксон: властелин колес
Противостоять французской гегемонии и наплыву Себастьянов в мир автоспорта пришел новозеландец Скотт Диксон — звезда IndyCar, наиболее статусной и престижной гонки в Северной Америке. Диксон — четырехкратный чемпион серии IndyCar (2003, 2008, 2013, 2015), победитель Indy 500 (2008), гонки на выносливость «24 часов Дайтоны» (2006 и 2015) и чемпион серии Indy Lights — 2000.
Карьеру в картинге Диксон начал тогда, когда все нормальные люди начинают карьеру школьника, в семь лет. Он добился таких успехов, что властям Новой Зеландии пришлось специальным приказом выдать ему права уже в 13 лет. Получив лицензию, Диксон тут же отправился на взрослые состязания и быстро прославился на серии Nissan Sentra. Правда, на него обратили внимание не столько из-за выдающихся результатов скорости, сколько из-за инцидента на трассе, когда маленький мальчик с привязанной к спине подушкой (чтобы было удобнее дотягиваться до педалей) пытался вернуть на трек свою перевернувшуюся на крышу машину.
После такого дебюта стало понятно: Диксону упорства не занимать, а вот с инстинктом самосохранения у парня, похоже, беда. Поэтому, разумеется, дорога у него одна: в профессиональный автоспорт.
Благодаря спонсорской поддержке Диксон сначала перебрался в Австралию, а позже — в Северную Америку. В 1999 году он с порога устанавливает рекорд трассы на тестовой сессии Indy Lights, чуть позже одерживает первую победу на официальном этапе серии. На тот момент Диксону было чуть больше двадцати. Таких юных талантов в Indy Lights не было с 1949 года, поэтому Скотту даже вручили статуэтку как лучшему новичку серии. Дальше всё было не столь гладко, и путь к чемпионству был не хуже незнакомой трассы с непредсказуемым рельефом. Финансовые проблемы в команде, неудачные заезды, скромные результаты, авария одна за другой, гибель близкого друга, постоянные проблемы с техникой — все это привело к тому, что в 2004 году Диксон, несмотря на свой первый чемпионский титул, оказался на грани увольнения из Chip Ganassi Racing.
Но гонщик на то и гонщик, чтобы мастерски вписываться в слепые повороты сюжета. Диксону удалось крепко взять в руки себя и руль, одержать победу на автодроме Уоткинс-Глен (первую за последние 39 стартов) и вернуть себе место в команде. Дальше дело техники, вернее, ее оттачивания. Этому Диксон и посвятил следующее десятилетие, завоевывая одну награду за другой. В его коллекции трофеи Джима Кларка и Брюса Макларена (тоже новозеландца, кстати), звание спортсмена 2008 года в родной стране, ну и куча чемпионских наград, что делает его одним из самых крутых новозеландцев наряду с Расселом Кроу, Питером Джексоном и Тайкой Вайтити.
Не так прост Ален Прост
Красный Барон — у Шумахера, Лев — у Мэнселла, Бык Пампасов — у Гонсалеса, Господин Монако — у Хилла, Айсмен — у Райкконена, Волшебник — у Сенны… Прозвища у гонщиков обычно довольно лестные и громкие (бедный Ники Лауда со своей Крысой несколько выбивается из общего потока, но вряд ли это так уж сильно портит жизнь человеку-легенде). А вот французскому гонщику Алену Просту досталась совершенно неспортивная кличка — Профессор. Никаких научных достижений за Простом не числится, зато его прославили почти компьютерные аналитические способности, сверхосторожный и расчетливый стиль вождения, аккуратность, предусмотрительность и невероятная точность. Всё это принесло Просту титул четырехкратного чемпиона мира в классе «Формула-1» (1985, 1986, 1989, 1993 годов) и массу рекордов своего времени — по числу побед, очков, подиумов и лучших кругов. Позже, когда в девяностых на международную арену автогонок с ревом влетел Михаэль Шумахер, Просту пришлось отступить на ступень ниже.
Свою карьеру Профессор начинал в 1980 году в легендарной команде McLaren, в ней же он оставался на протяжении почти всего пути с короткими перерывами на Renault, а под конец — на Ferrari и Williams. Но все-таки в историю он вошел как пилот «Макларен» — вместе со своим неизменным соперником, партнером по команде Айртоном Сенной, противостояние с которым было не менее ярким, чем у Федерера и Надаля на теннисном корте. Конфликт больше смахивал на гражданскую войну: в ход шли интриги, грязные приемы на трассе, сговоры с руководством и спонсорами, а в 1990 году Сенна и вовсе незатейливо, но эффектно протаранил машину Проста. Ситуация сгладилась, когда исчез сам предмет вражды: в 1993 году, выиграв свой четвертый чемпионский титул (уже за Williams), Прост заявил, что завершает карьеру в «Формуле-1». После этого обстановка резко разрядилась: гонщики, которые брезговали называть друг друга по имени и даже на рукопожатие не соглашались, начали общаться как цивилизованные люди, а на подиуме Гран-при в Австралии Сенна даже протянул Просту руку, втащил к себе на верхнюю ступень пьедестала и приобнял.
Использованы материалы Maximonline.ru