Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Какая боль! 7 ритуалов футбольных фанатов из разных стран

Мыльные пузыри, ириски, хоровое пение и поцелуи — футбольные фанаты готовы на все, лишь бы их любимая команда выиграла

Обсудить

У болельщиков из разных стран свои секреты победы.

«Лех», Познань, Польша
«Кристал Пэлас», Лондон (Кройдон), Великобритания
«Эвертон», Ливерпуль, Великобритания
«Вест Хэм Юнайтед», Лондон (Стратфорд), Великобритания
«Кёльн», Кёльн, Германия
«Лестер Сити», Лестер, Великобритания
+1
«Унион», Берлин, Германия

«Лех»

Познань, Польша

Болельщики KKS Lech Poznan отворачиваются от поля, чем очень радуют футболистов. Фанаты обнимаются и прыгают, демонстрируя команде и зрителям номера любимых игроков на спинах. Призыв «Сделать Познань!» теперь понятен болельщикам и за пределами Польши. Традицию поляков перехватили фанаты разных клубов.

Начало игры встречают паровозным свистком и стуком колес. Буквы KKS в названии расшифровываются как Kolejowy Klub Sportowy — «железнодорожный спортивный клуб».

«Кристал Пэлас»

Лондон (Кройдон), Великобритания

Залог успеха игроков — полет орла, считают болельщики Crystal Palace Football Club. Перед матчем на домашнем стадионе талисман команды, белоголовый орлан по кличке Кейла, совершает круг почета над полем.

Прозвище Орлы футболисты получили в сезоне 1973/1974 года.

Эндокринология: единение с командой

«Многочисленные исследования показывают, что у болельщиков, следящих за футбольным матчем, изменяется уровень различных гормонов и нейромедиаторов. Например, уровень мужского полового гормона тестостерона растет, если любимая команда зрителя выигрывает, и падает, когда она выступает не очень успешно, — объясняет Татьяна Понкратова, руководитель экспертной группы по медицинским вопросам компании „Инвитро“. — В то же время гормон стресса кортизол, повышаясь во время матча, по его окончании нормализуется вне зависимости от исхода игры как у игроков, так и у болельщиков».

Ученые полагают, что за «связь» между футболистами и зрителями могут быть ответственны так называемые зеркальные нейроны — особые нервные клетки, благодаря которым мы способны ощутить эмоции людей, с которыми имеем дело. Мощь зеркальных нейронов такова, что они работают даже «через телевизор», позволяя болельщикам испытать у экрана почти тот же спектр эмоций, что и на стадионе.

«Эвертон»

Ливерпуль, Великобритания

Болельщики Everton предпочитают пиву ириски-тоффи. Их разносит перед матчем Эвертон-леди — девушка в национальном костюме, выбранная из числа болельщиц. Традиции больше сотни лет. Рядом со стадионом некогда была кондитерская. В ней продавали конфеты «Эвертон-тоффи». Когда команда перебралась на другой стадион, эстафету подхватил новый магазин. Но внучка брошенного кондитера принялась разносить свои конфеты прямо на стадионе, а игроки получили прозвище Ириски.

«Вест Хэм Юнайтед»

Лондон (Стратфорд ), Великобритания

Болельщики клуба развлекаются на трибунах мыльными пузырями. В 1920-х годах в ходу было мыло с изображенным на этикетке кудрявым мальчиком в мыльном пузыре. Ребенок напоминал одного из игроков-стажеров команды. Директор школы, в которой учился стажер, написал для старой эстрадной песни I’m Forever Blowing Bubbles новые слова, воспевающие клуб. Постепенно песня стала гимном команды. Когда команда забивает гол, специальные пушки выстреливают пузырями, а фанаты исполняют песню.

«Кёльн»

Кёльн, Германия

Любимое развлечение болельщиков Fuß ball-Club Köln — целовать козла. Правда, не реального, а виртуального. Когда видеокамера выхватывает из толпы зрителя, на экране над трибунами рядом с лицом счастливчика возникает морда козла, которую и нужно «поцеловать». Это животное — талисман команды. В 1950 году на вечеринке по окончании сезона один из гостей подарил тренеру Хеннесу Вайсвайлеру козла. В шутку животное прозвали его именем. С тех пор сменилось уже семь козлов. Хеннес VIII выходит на поле в попоне цветов клуба.

Кардиология: душевная травма

Во время особенно напряженных матчей в крови болельщиков поднимается уровень адреналина. Его биологическая роль — позволить организму выжить в режиме экстремальных нагрузок и обеспечить максимальную работоспособность. Адреналин напрямую воздействует на важнейшие системы нашего тела, изменяя режим их работы. В числе прочего он заставляет сердце биться быстрее и усиливает тонус сосудов, повышая давление. Исследования, проведенные во время мирового футбольного первенства 2006 года, показали, что в этот период частота госпитализаций людей с сердечными проблемами выросла вдвое. Так что не стоит слишком сильно переживать по поводу итогов матча — лучше сосредоточиться на красоте игры и получить положительные эмоции.

А как гормональные бури, пережитые во время матча, сказываются на состоянии человека в обычной жизни? Компания «Инвитро» проводила акцию, в которой футбольным болельщикам было предложено измерить лабораторные параметры, отражающие работу основных органов, в том числе уровень кортизола. Анализ результатов исследования показал, что болельщики в период между играми любимой команды устойчивы к стрессу, о чем свидетельствуют нормальные показатели кортизола у подавляющего большинства участников акции.

«Лестер Сити»

Лестер, Великобритания

Болельщики встречают игроков охотничьей трубой. Клуб был основан в 1884 году как «Лестер Фосс». В 1919-м клуб сменил название на «Лестер Сити». Но в 1948 году на футбольной форме появилась голова рыжей хищницы, а в 1980-х игроки получили прозвище Лисы. Девиз клуба: «Лисы никогда не сдаются». Графство, к которому относилась команда, славилось охотой на лис.

«Унион»

Берлин, Германия

Зимой болельщики берлинского Union вместо кричалок разучивают рождественские песни. Традиции 15 лет. Фанаты со свечками в руках встречают игроков хоровым пением.

Домашний стадион, вмещающий около 25 000 человек, многие болельщики могут назвать своим. Когда у команды были проблемы с финансами, фанатам предложили стать акционерами клуба. Одна акция стоила 500 евро. Стадион возводили на полученные от их продажи средства, а на стройплощадке работали сами болельщики.

Фото: Getty Images (X2), AP / East News, Legion-Media

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2018

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения