Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Какая боль! 7 ритуалов футбольных фанатов из разных стран

Мыльные пузыри, ириски, хоровое пение и поцелуи — футбольные фанаты готовы на все, лишь бы их любимая команда выиграла

Обсудить

У болельщиков из разных стран свои секреты победы.

+1

«Лех»

Познань, Польша

Болельщики KKS Lech Poznan отворачиваются от поля, чем очень радуют футболистов. Фанаты обнимаются и прыгают, демонстрируя команде и зрителям номера любимых игроков на спинах. Призыв «Сделать Познань!» теперь понятен болельщикам и за пределами Польши. Традицию поляков перехватили фанаты разных клубов.

Начало игры встречают паровозным свистком и стуком колес. Буквы KKS в названии расшифровываются как Kolejowy Klub Sportowy — «железнодорожный спортивный клуб».

«Кристал Пэлас»

Лондон (Кройдон), Великобритания

Залог успеха игроков — полет орла, считают болельщики Crystal Palace Football Club. Перед матчем на домашнем стадионе талисман команды, белоголовый орлан по кличке Кейла, совершает круг почета над полем.

Прозвище Орлы футболисты получили в сезоне 1973/1974 года.

Эндокринология: единение с командой

«Многочисленные исследования показывают, что у болельщиков, следящих за футбольным матчем, изменяется уровень различных гормонов и нейромедиаторов. Например, уровень мужского полового гормона тестостерона растет, если любимая команда зрителя выигрывает, и падает, когда она выступает не очень успешно, — объясняет Татьяна Понкратова, руководитель экспертной группы по медицинским вопросам компании „Инвитро“. — В то же время гормон стресса кортизол, повышаясь во время матча, по его окончании нормализуется вне зависимости от исхода игры как у игроков, так и у болельщиков».

Ученые полагают, что за «связь» между футболистами и зрителями могут быть ответственны так называемые зеркальные нейроны — особые нервные клетки, благодаря которым мы способны ощутить эмоции людей, с которыми имеем дело. Мощь зеркальных нейронов такова, что они работают даже «через телевизор», позволяя болельщикам испытать у экрана почти тот же спектр эмоций, что и на стадионе.

«Эвертон»

Ливерпуль, Великобритания

Болельщики Everton предпочитают пиву ириски-тоффи. Их разносит перед матчем Эвертон-леди — девушка в национальном костюме, выбранная из числа болельщиц. Традиции больше сотни лет. Рядом со стадионом некогда была кондитерская. В ней продавали конфеты «Эвертон-тоффи». Когда команда перебралась на другой стадион, эстафету подхватил новый магазин. Но внучка брошенного кондитера принялась разносить свои конфеты прямо на стадионе, а игроки получили прозвище Ириски.

«Вест Хэм Юнайтед»

Лондон (Стратфорд ), Великобритания

Болельщики клуба развлекаются на трибунах мыльными пузырями. В 1920-х годах в ходу было мыло с изображенным на этикетке кудрявым мальчиком в мыльном пузыре. Ребенок напоминал одного из игроков-стажеров команды. Директор школы, в которой учился стажер, написал для старой эстрадной песни I’m Forever Blowing Bubbles новые слова, воспевающие клуб. Постепенно песня стала гимном команды. Когда команда забивает гол, специальные пушки выстреливают пузырями, а фанаты исполняют песню.

«Кёльн»

Кёльн, Германия

Любимое развлечение болельщиков Fuß ball-Club Köln — целовать козла. Правда, не реального, а виртуального. Когда видеокамера выхватывает из толпы зрителя, на экране над трибунами рядом с лицом счастливчика возникает морда козла, которую и нужно «поцеловать». Это животное — талисман команды. В 1950 году на вечеринке по окончании сезона один из гостей подарил тренеру Хеннесу Вайсвайлеру козла. В шутку животное прозвали его именем. С тех пор сменилось уже семь козлов. Хеннес VIII выходит на поле в попоне цветов клуба.

Кардиология: душевная травма

Во время особенно напряженных матчей в крови болельщиков поднимается уровень адреналина. Его биологическая роль — позволить организму выжить в режиме экстремальных нагрузок и обеспечить максимальную работоспособность. Адреналин напрямую воздействует на важнейшие системы нашего тела, изменяя режим их работы. В числе прочего он заставляет сердце биться быстрее и усиливает тонус сосудов, повышая давление. Исследования, проведенные во время мирового футбольного первенства 2006 года, показали, что в этот период частота госпитализаций людей с сердечными проблемами выросла вдвое. Так что не стоит слишком сильно переживать по поводу итогов матча — лучше сосредоточиться на красоте игры и получить положительные эмоции.

А как гормональные бури, пережитые во время матча, сказываются на состоянии человека в обычной жизни? Компания «Инвитро» проводила акцию, в которой футбольным болельщикам было предложено измерить лабораторные параметры, отражающие работу основных органов, в том числе уровень кортизола. Анализ результатов исследования показал, что болельщики в период между играми любимой команды устойчивы к стрессу, о чем свидетельствуют нормальные показатели кортизола у подавляющего большинства участников акции.

«Лестер Сити»

Лестер, Великобритания

Болельщики встречают игроков охотничьей трубой. Клуб был основан в 1884 году как «Лестер Фосс». В 1919-м клуб сменил название на «Лестер Сити». Но в 1948 году на футбольной форме появилась голова рыжей хищницы, а в 1980-х игроки получили прозвище Лисы. Девиз клуба: «Лисы никогда не сдаются». Графство, к которому относилась команда, славилось охотой на лис.

«Унион»

Берлин, Германия

Зимой болельщики берлинского Union вместо кричалок разучивают рождественские песни. Традиции 15 лет. Фанаты со свечками в руках встречают игроков хоровым пением.

Домашний стадион, вмещающий около 25 000 человек, многие болельщики могут назвать своим. Когда у команды были проблемы с финансами, фанатам предложили стать акционерами клуба. Одна акция стоила 500 евро. Стадион возводили на полученные от их продажи средства, а на стройплощадке работали сами болельщики.

Фото: Getty Images (X2), AP / East News, Legion-Media

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2018

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения