Алтай — словно перекресток, на котором сходятся разные культуры Востока. Будучи частью России, республика граничит с Казахстаном, Монголией и Китаем. Коренное население Алтая — алтайцы, но это лишь объединяющее название для множества малых народов, среди которых теленгиты, кумандинцы, тубалары, челканцы, телеуты. Живя вместе, они обзавелись общими традициями. Религиозное учение бурханизм возникло в начале XX века. Национальный праздник Эл-Ойын («всенародные игры») впервые отметили в 1988 году. Шатра — тоже новодел, национальный продукт, созданный в 1970-е учеными в рамках программы по возрождению культурного наследия Алтая.
К тому моменту, когда этнографы взялись за воссоздание шатры, игра практически исчезла. Специалисты Горно-Алтайского НИИ истории, языка и литературы ездили по отдаленным стойбищам Кош-Агачского аймака (района) и играли со старейшими животноводами, выспрашивая, как выглядела доска и ходили фигуры. Чтобы собрать обрывки правил воедино, научные сотрудники консультировались с ведущими шашистами и шахматистами.
Сейчас трудно понять, что в шатре было изначально, а что привнесли этнографы. На Алтае постоянно ведутся раскопки, но среди находок нет ни игровых досок, ни фигур. Однако шатра и сама может многое рассказать о себе: в ней перемешались элементы древнейших игровых систем разных стран. Название происходит от персидского «шатрандж», что, собственно, и означает «шахматы». Большое сетчатое поле отсылает к арабской игре киркат. Наличие крепостей напоминает об индийских шашках. Конусовидная форма фигур характерна для индо-персидской игровой традиции.
Игровое поле в шатре разделено «рвом» — это аналог реки в китайских шахматах сянци. Как и шатры, пешки в сянци на домашней части поля ходят только вперед и лишь на половине противника обретают свободу маневра. Вероятно, сянци на Алтай завезли китайцы или монголы (кстати, национальные монгольские шахматы носят название «шатар»).
Кроме обычных фигур в шатре есть бий («вождь»), по значению напоминающий шахматного короля. Привилегированная фишка бытовала в древних шашечных системах от римских латрункулей до лапландского дабло, но сохранилась только в шатре. Ее наличие вносит в игру дополнительный элемент стратегии: для победы необязательно уничтожать все силы противника, достаточно срубить фишку-предводителя. Некоторые элементы правил явно заимствованы из современных шашек и шахмат. В частности, дойдя до противоположного конца поля, шатра превращается в дальнобойного батыра (богатыря), который ходит и бьет, как ферзь.
В дружных домах древние традиции часто обрастают семейными ритуалами. Родные готовят специальные блюда на праздники, говорят особые тосты, надевают похожие костюмы. Народы Алтая объединили все древние игры Востока в одну, чтобы играть в нее вместе, по-семейному. Получилось интересно — профессиональные шахматисты старались не зря.
Шатра
На доске есть большое поле боя и две крепости. Клетки, отделяющие крепости от основного поля, называются воротами. Ров (серединная линия) делит игровое пространство ровно пополам
Виды шашек
Шатра — воин. На своей половине поля ходит только вперед на одну клетку. Достигнув рва, обретает способность двигаться по диагонали, а окончательно перейдя ров — еще и вбок. Отступать шатра не имеет права.
Бий — предводитель отряда. Ходит в любом направлении на одну клетку.
Батыр — богатырь. Ходит в любом направлении на любое количество клеток, как шахматный ферзь.
Тонкости
Первый ход шатра может сделать на две клетки вперед, как шахматная пешка.
После хода по горизонтали пойти в обратном направлении шатре разрешается только через ход. Правило введено для предотвращения патовой ситуации с повторением шагов.
Взятие на проходе существует и обязательно: если фигура соперника сходила на две клетки, при этом на первом поле были условия для ее взятия, фигура считается взятой.
Взятия
Принцип шашечный: если за фигурой соперника есть свободное поле, она бьется прыжком в любом направлении, в том числе назад. Взятие обязательно для шатры и батыра, но не для бия. Если бий отказывается от рубки, он все равно должен сделать ход. Серию взятий шатра и батыр обязаны доводить до конца. Оказавшись в воротах, фигура приобретает «право бия»: игрок может выбирать, рубить ею или нет.
Превращения
Дойдя до последней линии вражеской крепости, шатра превращается в батыра. Если шатра производит серию взятий с превращением, батыр обязан завершить ее.
Цель игры
Чтобы победить, нужно лишить соперника возможности сделать ход, срубив или заперев все его фигуры, или просто уничтожить вражеского бия.
Правила резерва
Шатры в крепостях и воротах — это резерв. Ходить внутри крепости они не могут, но игрок может выставлять их по одной на большое поле, причем только по порядку: слева направо, сверху вниз, на любую клетку своей половины. А вот взятие в крепостях происходит по общим правилам: агрессора бьют резервной шатрой.
Фигура с большого поля не имеет права входить в свою крепость или ворота, пока там находится хотя бы одна шатра начального резерва. Шатра или батыр, оказавшиеся после взятия в своей крепости или воротах, не могут даже рубить — такое позволено лишь бию. В опустевшей крепости фигуры не только свободно перемещаются, но и обретают свойства резерва: могут выставляться на большое поле.
Вторжение в крепость противника разрешено в любой момент, при этом шатры ходят там по общим правилам и также обретают права резерва, но выставляться могут только на половину соперника.
Кибернетика: мир тесен
Компьютерную программу для алтайской национальной игры написал знаменитый британский рок-музыкант. Фрэнсис Монкман, основатель групп Curved Air и Sky, а по совместительству программист, изучил правила игры по книгам и сайтам. Программа была написана в 1998 году для Windows 98, но работает и на современных компьютерах.
С компьютером можно сыграть в шахматный, более сложный, вариант шатры.
От первого лица
Юлия — участница Всероссийского конкурса «Лучший гид России», организованного Русским географическим обществом
На Алтае раз в два года проводят Эл-Ойын, национальный праздник со спортивными состязаниями, — рассказывает профессиональный гид Юлия Копыч. — На нем играют в шатру, потому что это одна из самых популярных игр в республике. В Горно-Алтайске в школах есть кружки, где преподают шатру. Также соревнования на Эл-Ойыне включают национальную борьбу куреш, упражнения с камчой (плеть), гиревой спорт, лазанье на кедр. На мой взгляд, самое зрелищное состязание — это кёк-бору, или «козлодрание»: участники скачут на конях и борются за тушу козла, которую нужно забросить в ворота, называемые «казаном». Это игра на силу, скорость и ловкость.
Фото: Денис Белошицкий, Кирилл Чаплинский / Фотохроника ТАСС, Александр Кряжев / РИА Новости, Юлия Копыч, Денис Белошицкий, Zereshk (Cc-B ), Alamy / Legion-Media
Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед
Благодарим Федерацию Алтай шатры Республики Алтай за предоставленную игру и помощь в съемке.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2018