«Вокруг света» разобрался, правда ли, что…
При рождении Моцарта назвали Вольфгангом Амадеем
НЕТ
В церковном реестре крещений мальчик был записан как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил). А в семье его всю жизнь звали просто Вольфганг. Имя Амадей (Amadeus) — буквальный перевод на латынь греческого имени Теофил («любимый богом»), данного Моцарту в честь крестного, мальчик получил позже, когда начал выступать перед публикой.
Главным языком музыкантов и меломанов Европы был итальянский, а ребенка на концертах нужно было красиво представлять. Потому и выбрали имя, которое благозвучно переводилось на этот язык, — Амадео.
Шестилетний виртуоз — уникальное явление в Европе XVIII века
НЕТ
В то время вундеркинды как раз набирали популярность. Родители возили своих талантливых чад из города в город, показывая публике за деньги. За 50 лет до Моцарта Европу удивлял «младенец из Любека» — Кристиан Хайнекен, полиглот с феноменальной памятью. Современником Моцарта был другой юный гений — польский виолончелист Николас Зыгмунтовский.
Отец Вольфганга Моцарта Леопольд, одаренный исполнитель и преподаватель, учил сына и дочь музыке буквально с пеленок, и его стараниями мальчик уже в четыре года играл на скрипке и клавесине и сочинял композиции. Леопольд Моцарт сделал все, чтобы его дети стали звездами и заработали денег для семьи.
За европейское турне 1762–1766 годов с юным Вольфгангом Моцарты выручили в 50 раз больше, чем Леопольд получал за год, служа придворным музыкантом у зальцбургского князя-архиепископа.
Моцарт был масоном
ДА
В 1784 году композитора приняли в венскую ложу вольных каменщиков «К благотворительности», он также посещал ложу «К истинному согласию». Ничего особенного в этом не было: масонство тогда вошло в моду по всей Европе, и ложи представляли собой нечто вроде клубов для аристократов, богемы и интеллектуалов. Пожалуй, самая знаменитая опера Моцарта «Волшебная флейта» полна масонской символики и отсылок к ритуалам вольных каменщиков.
Моцарт написал оперу по запрещенной пьесе
ДА
Автор пьесы «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьер Огюстен Бомарше в образе графа Альмавивы выставил в неприглядном свете аристократию. По инициативе императора Иосифа II австрийская цензура запретила показывать это произведение на сцене. Моцарт, однако, взялся сочинять по пьесе оперу. Автор либретто, придворный поэт Лоренцо Да Понте, работая над текстом, смягчил и вырезал нападки на аристократию. В мемуарах либреттист пишет, что лично уговорил императора разрешить постановку оперы.
Взрослая жизнь композитора прошла в бедности
НЕТ
Это очень старая легенда, и каждый новый биограф старался представить композитора все более нуждающимся. На самом деле, как пишет искусствовед Габриеле Рамзауэр, директор музеев фонда Моцартеум в Зальцбурге, для своего времени и сословия Моцарт зарабатывал очень хорошо. Его годовой доход с учетом гонораров за концерты, уроки музыки и написанные композиции достигал иногда 10 000 гульденов.
По информации, которую приводит театровед Тадеуш Кшешовяк, последние 10 лет жизни доход композитора составлял от 1500 до 3000 гульденов в год. Это намного меньше, чем у князей (100–500 тысяч) и графов (20–50 тысяч), однако средний чиновник зарабатывал 300–900 гульденов в год, а музыканты королевского театра получали около 350.
Другое дело, что Моцарт хотел на равных общаться с публикой, перед которой играл, а это аристократия и богачи. Поэтому жил на широкую ногу, отчего влезал в долги.
Моцарта отравил Антонио Сальери, который ему завидовал
НЕТ
Широко растиражировал данный миф Пушкин, рассказавший историю о коварном убийстве в пьесе «Моцарт и Сальери». Николай Римский-Корсаков создал по мотивам этого произведения оперу. В 1979 году британский драматург Питер Шеффер написал пьесу «Амадей» — тоже под влиянием пушкинского сюжета. А в 1984-м вышла ее киноадаптация — фильм Милоша Формана «Амадей».
В реальности у Сальери не было причин завидовать Моцарту. Позиция итальянца в музыкальном мире Вены была лучше, чем у австрийского коллеги: должность почетнее, жалованье выше — придворный капельмейстер Сальери получал 1200 гульденов в год, а Моцарт в качестве камер-композитора только 800. При жизни Сальери был не менее популярен.
Что касается причины смерти 35-летнего Моцарта, есть несколько разных версий, однако истину из-за недостатка данных установить невозможно.
Моцарт писал «Реквием» для собственных похорон, предчувствуя скорую гибель
НЕТ
После смерти композитора его жена Констанца, желая поддержать интерес к творчеству мужа, пустила слух: якобы Моцарт подозревал, что его отравили, и потому сочинял для самого себя похоронную мессу. Широко известна также история о таинственном посланце «с того света», который однажды постучался в дом Моцарта и заказал ему «Реквием», после чего композитор заболел.
Посланца звали Франц Антон Лайтгеб, он был доверенным лицом графа Вальзегга. Аристократ, у которого умерла жена, через Лайтгеба поручил модному композитору сочинить траурную мессу. Это произошло в июле 1791 года, когда Моцарт был еще здоров и весел. Композитор тяжело заболел только в конце ноября, к тому времени значительная часть «Реквиема» была написана.
Тело Моцарта закопали в общей могиле для нищих
НЕТ
По распространенному мнению, к концу жизни великий композитор настолько опустился и обеднел, что даже денег на похороны у него не было. На самом деле Моцарта похоронили «по третьему разряду» — не роскошно, но для того времени вполне прилично, пишет Габриеле Рамзауэр.
Композитор был погребен на кладбище Святого Марка на окраине Вены, в отдельной могиле и, вероятно, в гробу, а не в льняном мешке, как это показано в фильме Милоша Формана. Предписание из императорского ордонанса 1784 года хоронить усопших в мешках, а гробы использовать только для транспортировки уже было шесть лет как отменено из-за всеобщего недовольства. Могила Моцарта до сих пор не найдена.
От прослушивания музыки Моцарта становятся умнее
Вряд ли
Автор термина «эффект Моцарта» французский врач Альфред Томатис на основе многолетней медицинской практики высказал в 1991 году гипотезу, что композиции австрийского классика улучшают слух и работу мозга. В 1993-м в журнале Nature вышла статья американских психологов Фрэнсис Раушер, Гордона Шоу и Кэтрин Кай, в которой утверждалось, что сразу после прослушивания произведений Моцарта студенты лучше справлялись с заданиями на пространственно-временное мышление.
О долгосрочном воздействии на общее развитие ничего сказано не было, однако исследование вызвало ажиотаж: музыку Моцарта стали включать детям и рекомендовали слушать беременным… Впоследствии многие ученые пытались повторить эксперимент, описанный в статье 1993 года, но результаты получались противоречивые. В ряде экспериментов такой же кратковременный эффект давало прослушивание участниками другой приятной мелодии и даже рассказов Стивена Кинга.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2018