КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
Энга
Папуасский народ, населяющий провинцию Энга, самую высокогорную (более 2000 м над уровнем моря) и труднопроходимую область Папуа — Новой Гвинеи. Говорят на энганском языке. Общая численность народа — около 300 000 человек.
ГЕРОЙ
Чарлз Яла
Родился в 1969 году в деревушке Пакау в провинции Энга (Папуа — Новая Гвинея). Окончил бакалавриат Университета Папуа — Новой Гвинеи и магистратуру Кентского университета в Великобритании в области экономики. Работает специалистом по земельным вопросам. Женат на соплеменнице из города Вабаг, имеет сына 18 лет и дочь 15 лет.
...Вот мы сидим сейчас у меня дома все вместе — и мужчины, и женщины. А всего лет тридцать назад женщину не пустили бы и на порог мужского дома. Для мужчин и женщин у энга были разные дома, даже для мужей с женами. Муж мог прийти к жене, а наоборот — никогда. Во многих деревнях до сих пор так живут.
Внутри мужские и женские дома устроены похоже: гостиная, спальня, веранда с земляной печью, но в женских домах между гостиной и спальней есть еще свиные стойла. Свиней как минимум пять-шесть. Чем их больше, тем зажиточнее семья. Но свинину мы едим редко. Поросенка закалывают только по серьезному поводу: для свадьбы, похорон, ритуального пира.
Растить поросят — тяжелый труд, бабская работа. Иногда энганки даже кормят поросят грудью, как собственных младенцев. Женщины знают специальные заговоры на откорм, чтобы жирок у свиней нарастал быстрее. Днем животные пасутся на воле, а вечером возвращаются домой, где их ждет вкусный ужин из печеного батата.
С давних времен батат у нас выращивают женщины, и больше половины его урожая идет на прокорм свиньям. А бананами и сахарным тростником занимаются мужчины — женщины с этим не справились бы.
У энга весь труд строго разделяется на мужской и женский. Мужчины отвечают за самую тяжелую физическую работу: разбивку садов, сооружение хижин и изгородей, колку дров. А женщины ведут домашнее хозяйство, копаются в огороде, растят детей и свиней. Общественная, публичная жизнь — только для мужчин.
Конечно, мужчины тоже иногда в домашних делах участвуют. Например, готовят муму в земляной печи. Муму, как у вас барбекю, — мужское дело. А если муж совсем уж все на свою жену перекладывает, ему говорят: «Заленился ты, так нельзя».
Мальчиков и девочек мы с самого начала воспитываем совершенно по-разному. Девочки получают знания в основном дома, от матерей: как за мужьями ухаживать, вести хозяйство, заботиться о свиньях и о младших детях в семье. Мальчиков рано, лет в пять-семь, отделяют от матерей, берут их жить в мужской дом, чтобы они там росли настоящими мужиками...
Поскольку менструация считается опасной для мужчин, девочек сызмальства обучают всем связанным с ней табу и магическим обрядам, чтобы не «загрязнить» мужчину. В эти дни женщины спят между свиными стойлами. И ни в коем случае не готовят мужу никакой еды, иначе тот потеряет свою мужскую силу.
Раньше до женитьбы мальчики должны были пройти через несколько инициаций, сангаи. В тех деревнях, где эта традиция еще сохранилась, юноша проходит через одну-две инициации. Главное в обряде — воспитание мужской солидарности и понимания опасности контактов с женщинами. Энга верят, что это вредит физической стати, истощает мозги, лишает способности притягивать жизненные блага.
Для инициации мальчики собираются в лесу, в специальной хижине. Присматривает за ними один из старейшин. Перед входом в хижину мальчикам необходимо очиститься от всякой скверны: дурных помыслов, образов обнаженных женских тел и свиных рыл.
Самое важное в процессе очищения — омовение глаз. Старейшина заводит каждого мальчика в лесной водопад и заставляет стоять с открытыми глазами прямо под струей. После этого с воспаленными глазами молодые энга едят батат и вызывают у себя рвоту, чтобы очиститься изнутри. Потом они моются в водопаде, надевают чистое, и только после этого им позволено войти в хижину для инициации. Там они проводят четыре или пять дней, в течение которых почти не едят и не пьют.
Выход молодых энга после инициации — большое событие. Много народу собирается посмотреть. Группы девушек, потенциальных невест, подкарауливают парней неподалеку и начинают борьбу за каждого из них: окружают, срывают с него одежду и совершают ритуальные танцы. Если парню не нравятся девушки, он может отбиться, поколотив их, а если нравятся, то он не особенно сопротивляется...
В прошлом многих девочек выдавали замуж лет в 10–12. А потом мужу приходилось ждать, пока жена созреет. Только после этого можно было вступать с ней в сексуальные отношения. До сих пор в деревнях малолетние невесты не редкость.
Когда молодой человек решает жениться, он прикидывает, достаточно ли в доме свиней для платы за невесту, а потом спрашивает родных, готовы ли они помочь. Раньше для выкупа нужно было пять-десять свиней плюс мешки соли, плетеные сумки, ракушки кина. А сейчас кроме свиней, случается, просят несколько тысяч кин (только уже не ракушками, а деньгами), да еще и внедорожник. Чем красивее и образованнее невеста, чем выше статус ее отца, тем больше выкуп.
За девушку решение принимают родители. Но если она уж очень не хочет замуж за выбранного родителями жениха, силой не заставляют. Потому что иначе она все равно обратно домой прибежит.
Если женатый мужчина-энга завязывает серьезные отношения с другой женщиной, он часто берет ее себе второй женой. Любовница соглашается на эту роль, если влюблена в мужчину и надеется постепенно отодвинуть его первую жену на второй план.
А вот если жена поймана на измене, муж бьет ее в наказание и требует у ее любовника свиней в качестве компенсации. Особо суровые мужья наносят женам увечья, вырезая им ноздри или уродуя уши. Впрочем, чаще мужчины предпочитают компенсацию свиньями.
Энганки обычно принимают побои как должное. Для женщин это естественное проявление мужской злобы или раздражения. Послушайте их — никто не жалуется. Каждая понимает: если муж поколотил, значит, заслужила. Однако если женщина избита с особой жестокостью и без серьезной на то причины, ее клан требует у мужа компенсацию свиньями.
Наш мужчина никогда не позволит себе ударить жену во время беременности. Это опасный период. Женщине в положении нельзя есть грубую пищу, такую как свинина или папоротник. И не разрешается тяжелый физический труд. Но во второй половине беременности женщина снова должна много работать. Во-первых, чтобы быть сильной и выносливой для родов. А во-вторых, чтобы после рождения малыша у семьи было достаточно запасов еды, пока женщина не оправится.
Видеть мать с новорожденным отцу нельзя как минимум неделю после родов, а в некоторых кланах даже месяц. Мать нечиста и может причинить своему мужу вред. С другой стороны, мужская энергия способна убить новорожденного.
У наших женщин очень много обязанностей по хозяйству, поэтому слишком частое рождение детей для нас нежелательно. Энганки знают специальные заговоры, чтобы не беременеть. Правда, на эти заговоры никогда особенно не полагались. Во-первых, они редко помогают, а во-вторых, женщины боятся навсегда заговорить себя от способности иметь детей.
У нас много заговоров и заклинаний. А есть еще специальные ритуальные пиры, чтобы задобрить Небожителей, которые управляют всем происходящим на земле. Главный среди них — Аитаве, творец всего сущего. Его символ — солнце. С помощью женщины-луны он сотворил других Небожителей.
Когда приключаются природные напасти: наводнения, засухи, землетрясения, — мы понимаем, что пришло время посвящать Небожителям пир. Эти пиры, ялю, происходят возле мужских домов. Женщина может взять с ялю домой немного еды, но пировать вместе с мужчинами ей нельзя. Иначе высшие силы нашлют на нее порчу: будет впредь рожать одних уродцев.
Ритуальные пиры также нужны, чтобы прогнать духов недавно умерших родственников. Женские духи опаснее мужских. Они преследуют своих мужей и детей, хотят утащить их к себе. Особенно агрессивны при этом духи тех, кто умерли молодыми.
Чтобы обмануть духов, принимаются меры предосторожности. Например, вещи ребенка умершей женщины относят куда-нибудь в соседнюю деревню, чтобы сбить ее дух со следа. А набедренную повязку мужа хоронят вместе с женщиной: дух покойной подумает, что муж рядом с ней, и не потянет в могилу живого… А еще трупу вбивают колья в глазницы — это самый верный способ пригвоздить духа к месту, помешать его черным делам…
Духи умерших старых энганок не так опасны. Со старухами у нас вообще особо не считаются. Потому что для энга главная ценность женщины, кроме рождения детей, — это ее способность к тяжелому труду. А чем женщина старше, тем она слабее физически и меньше работы делает.
Нашим старухам только и остается, пожалуй, что сокрушаться по ушедшей молодости, когда они неделями без устали отплясывали на Синг-синге, большом танцевальном празднике. Танцуем мы все вместе, рядом — и мужчины, и женщины. Синг-синг может продолжаться дни, недели и даже месяцы — по настроению. А настроение у нас обычно хорошее. Хотя мы и живем трудно, мы никогда не унываем. Энганы любят повеселиться и отдаются этому всей душой!
Ориентировка на местности
Папуа — Новая Гвинея
Площадь: 462 840 км² (54-е место в мире)
Население: 8,1 млн чел. (99-е место)
Плотность населения: 17 чел/км² (в провинции Энга — 37 чел/км²)
ВВП: 23,617 млрд долл. (107-е место)
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ культурный центр Таэканда в Вабаге (музей энганской культуры и художественная галерея), ежегодное трехдневное августовское Энга-шоу в Вабаге.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА каукау — приготовленный в земляной печи батат, муму — свинина с рисом, овощами и бататом.
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ тростниковый сок, кокосовое молоко, чай.
СУВЕНИРЫ билумы (плетеные сумки из природных материалов), ожерелья из ракушек, барабаны из полых стволов деревьев, маски из ротанга, дерева и глины.
РАССТОЯНИЕ от Москвы до Вабага ~ 11 500 км (от 17 часов в полете без учета пересадок)
ВРЕМЯ опережает московское на 7 часов
ВИЗА оформляется в посольстве Австралии в Москве
ВАЛЮТА кина (10 PGK ~ 3 USD)
Фото: HEMIS (X2) / LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES, ALAMY (X3), HEMIS / LEGION-MEDIA
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2018