Встречают по одежке — провожают по уму. Наряд киногероя в первом же кадре может сказать многое и о самом герое, и о его эпохе. Именно такие костюмы уже больше века создаются в лондонском ателье Angels Costumes. Корреспондент «Вокруг света» отправился в Великобританию, чтобы увидеть, как создают костюмы для известных фильмов.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Ателье Angels Costumes
1 Garrick Rd, London
Британский семейный бизнес по созданию костюмов для театра и кино ведет свою историю с 1840 года, когда Моррис и Даниель Энджелы открыли магазин по продаже поношенных мужских костюмов. Сегодня продукция Angels Costumes блистает на киноэкранах всего мира. За костюмы, созданные в ателье, 37 раз (в 2023-м этот показатель не изменился. — Прим. Vokrugsveta.ru) присуждалась премия «Оскар». В 2016 году самая крупная костюмерная в мире была удостоена премии Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA). Нынешний исполнительный директор Тим Энджел является представителем седьмого поколения владельцев Angels Costumes.
— Назовите любой шедевр мирового кино, — говорит улыбающийся Джереми Энджел, креативный директор Angels Costumes и один из наследников костюмерной империи. Мы идем по проходу между вешалками с клетчатыми пиджаками начала XX века и пестрыми домашними халатами в китайском стиле.
— «Индиана Джонс», — наугад бросаю я.
— Его костюм, от жилетки до шляпы, был создан в нашем ателье. Давайте еще.
Называю «Звездные войны», «Шерлока», «Клеопатру»… И каждый раз попадаю в точку.
— Просто мы самое уважаемое костюмерное ателье, — смеется Джереми. — Многим кажется, что главное в кино — сценарий и актерская игра, и неважно, какие ботинки на герое. Но одежда — ключ к пониманию характера. Для зрителя это часть истории, для актера — способ вжиться в роль. Поэтому костюмы становятся символами персонажей. Вот уже 178 лет (183 года в 2023-м. — Прим. Vokrugsveta.ru) мы создаем такой узнаваемый продукт, следуя принципам, которые помогли Angels Costumes стать лучшими в своем деле.
Принцип I: уважать историю
В просторном холле, разложив на журнальном столике эскизы костюма, спорят трое дизайнеров. У них в ногах сопит английский бульдог Поппи, местная любимица. Обстановку дополняют фотографии на стенах: Эмма Уотсон, Бенедикт Камбербэтч, Гэри Олдмен, Мерил Стрип и другие знаменитые актеры. Здесь бизнес тесно связан с семейными традициями.
Все началось в 1813 году, когда портной-эмигрант Даниель Энджел приехал в Лондон, предположительно, из Франкфурта, и поселился в еврейском квартале. Женился, завел пятерых детей и открыл лавку подержанной мужской одежды.
— Таких лавок были десятки, — говорит Джереми, — все они разорялись через пару лет: сдавать одежду в секонд-хенд тогда было не в моде. Но у основателя нашей фирмы был секрет. Поскольку денег не хватало, Даниель устроился сторожем на кладбище возле синагоги, а магазином стал заведовать его 15-летний сын Моррис. По одной из семейных легенд, мальчишка ходил на похороны и уговаривал вдов продать оставшиеся от мужей костюмы. По другой — бывало, что костюм, в котором вчера хоронили богатого еврея, наутро обнаруживался среди прочих, но Даниель был не слишком щепетилен и просто отдавал одежду прачке. В любом случае во время сотрудничества с кладбищем ассортимент магазина изрядно расширился, цены снизились, но готовые костюмы приходилось перешивать под новых клиентов. И тогда в 1840 году Даниель и Моррис открыли свое ателье.
Джереми ведет меня по коридору вдоль старинных афиш. На одной из стен — бумага с заказом и автографом Чарлза Диккенса. Писатель арендовал костюмы для себя и подбирал одежду для актеров, которые играли в постановках по его книгам.
— Как так получилось, что почтенная еврейская лавка вдруг стала шить костюмы для театров и варьете?
— Актеры бедных театров обычно сами искали себе костюмы. Но гонорары не позволяли им к каждой постановке покупать новое платье. Поскольку Энджелы жили в «актерском» квартале, к Моррису часто обращались с просьбой одолжить одежду по-соседски. Но отец научил его тому, что в словаре успешного бизнесмена нет слова «одолжить», зато есть словосочетание «сдать в аренду». Так ателье стало не только продавать костюмы, но и давать их напрокат, подшивая и расшивая под каждого нового клиента. А когда некоторые актеры приобрели известность, уже сами театры начали обращаться к Энджелам за гардеробом.
Принцип II: помнить все
— А как ваши костюмы попали на экраны?
— Первым фильмом, для которого наша фирма создавала одежду, был «Жилец», снятый в 1927 году никому еще не известным Альфредом Хичкоком. Годы спустя, уехав делать карьеру в Голливуд, он не забыл о нашей скромной семье, и об Angels Costumes узнали другие именитые режиссеры. Заказов для кино, театра и мюзиклов стало больше. Сегодня мы также сдаем костюмы в аренду для вечеринок и шоу косплееров. В нашем роду всегда было принято следить за модными тенденциями. Возможно, поэтому мы до сих пор не просто остаемся на плаву, а возглавляем костюмерную индустрию.
Выйдя на внутренний балкон, я замираю от восторга. Передо мной центральное хранилище — огромный зал, где на вешалках высотой в три этажа висят платья и камзолы всех времен и, кажется, народов. В узких проходах суетятся люди со списками: длинными палками они снимают отдельные платья и складывают их в тележки и пластиковые контейнеры. Это похоже на огромный супермаркет одежды для путешественников во времени.
— Если поставить все эти вешалки в одну линию, получится дорога в 12 километров, — хвастается Джереми. — У нас есть готовые решения на любое сословие и эпоху.
Спустившись на первый этаж, мы углубляемся в лабиринт из шерсти и твида. Кронштейны стоят так тесно, что сложно пройти, не касаясь локтями рукавов и юбок. Повернув за ряд из бисерных платьев начала XX века, я натыкаюсь на стеллаж ярких свитеров.
— Зачем вам здесь современная одежда, если ее можно купить в любом магазине?
— Во-первых, у режиссеров нет времени ходить по магазинам. Снимают ли они XIV век, историю Второй мировой войны или фильм про подростков из 2000-х — все равно обращаются к нам. А во-вторых, то, что актуально сейчас, через 70 лет станет историей. К джинсам и топикам наши сотрудники относятся с такой же внимательностью, как и к корсетам и камзолам. О будущем стоит думать уже сегодня.
— А как сотрудники ориентируются в этом лесу стеллажей?
— По памяти. Мы приступили к оцифровке архивов, но на это уйдет несколько лет. А пока мы просто знаем, где что лежит. К примеру, если мы нанимаем нового портного, первые три месяца он ничего не шьет, а работает в хранилище и запоминает принцип сортировки. Некоторые старые работники так хорошо помнят, где что висит, что за два-три часа работы умудряются собрать до 200 комплектов одежды для нескольких постановок.
— Но у вас больше миллиона предметов. Случалось ли потерять здесь что-нибудь?
— Скорее случалось найти. В 2006 году один из сотрудников узнал среди монашеского одеяния мантию Оби-Вана Кеноби из фильма «Звездные войны IV: Новая надежда» 1977 года. Уже много лет ателье сдавало эту мантию в прокат как «костюм средневекового монаха». О ней просто все забыли. Никто не предполагал, что «Звездные войны» будут так популярны. Мы воспользовались моментом: в 2007-м этот костюм джедая выставили на аукцион и продали за 54 000 фунтов стерлингов.
— А часто ли костюмы используют повторно?
— Почти все костюмы после съемок поступают в общий цех и, если подходят под новый заказ, снова отправляются в работу. Например, китайские наряды, использованные в «Империи Солнца» Стивена Спилберга, были переработаны в одежду солдат шерифа Ноттингема в фильме «Робин Гуд: Принц воров». Если есть несоответствия, наши мастера быстро их устраняют. Киностудия нуждается в пяти кремовых двубортных костюмах 1970-х годов, а у нас есть только пять белых? Не проблема — перекрасим. Размер редко имеет значение: можно ушить или расширить любое платье так, что никто не заметит. Но мы никогда не отрежем от наших костюмов ни кусочка, иначе их нельзя будет использовать снова. И только если у нас на складе не окажется совсем ничего подходящего, тогда эскизы отправят портным и ателье примется за создание нового образа.
ПРЕМИЯ
Фавориты «Оскара»
37 фильмов, получивших «Оскар» за лучший дизайн костюмов, были полностью «одеты» в Angels Costumes
1. «Фантастические твари». 2016
2. «Отель «Гранд Будапешт“». 2014
3. «Великий Гэтсби». 2013
4. «Анна Каренина». 2012
5. «Алиса в Стране чудес». 2010
6. «Молодая Виктория». 2009
7. «Герцогиня». 2008
8. «Золотой век». 2007
9. «Мария Антуанетта». 2006
10. «Мемуары гейши». 2005
11. «Авиатор». 2004
12. «Гладиатор». 2000
13. «Кутерьма». 1999
14. «Влюбленный Шекспир». 1998
15. «Титаник». 1997
16. «Английский пациент». 1996
17. «Королевская милость». 1995
18. «Эпоха невинности». 1993
19. «Дракула Брэма Стокера». 1992
20. «Генрих V». 1989
21. «Последний император». 1987
22. «Ганди». 1982
23. «Огненные колесницы». 1981
24. «Тэсс». 1980
25. «Смерть на Ниле». 1978
26. «Звездные войны». 1977
27. «Барри Линдон». 1975
28. «Великий Гэтсби». 1974
29. «Николай и Александра». 1972
30. «Кромвель». 1970
31. «Анна на тысячу дней». 1969
32. «Человек на все времена». 1966
33. «Доктор Живаго». 1965
34. «Клеопатра». 1963
35. «Жижи». 1958
36. «Мулен Руж». 1952
37. «Гамлет». 1948
Принцип III: работать головой и руками
В пошивочном цехе вместо стен огромные окна. Под легкую музыку портные рисуют мелом на ткани, сшивают выкройки, примеряют бумажные платья на манекен с ватными накладками в нужных местах. Везде разложены картонные лекала, а на пробковую доску приколоты старинные фотографии.
— Одежду мы шьем только в трех случаях: если у нас еще не было такого платья, если костюм собираются уничтожить в ходе съемок и если режиссеру нужно несколько одинаковых комплектов. Когда мы делаем костюм на заказ, мы учитываем историю персонажа, жанр фильма и даже цвет других костюмов. Важны и действия персонажа в кадре: для создания эффекта неловкости можно сшить одежду на размер меньше, для размахивания мечом нужен удобный крой. К примеру, для Капитана Джека из сериала «Доктор Кто» мы создали три пальто: обычное для большинства сцен, укороченное для бега и удлиненное для драматичных сцен на ветру. Такой гибкий подход приходит с десятками лет опыта.
— Как вы добиваетесь исторической достоверности?
— Для сложных исторических заказов мы нанимаем экспертов, но чаще исследовательскую работу проделывают сами сотрудники. Если речь о костюмах после 1920-х годов, то у нас есть много оригиналов, по которым можно изучить способ кроя, виды швов, типы подкладок. Для исследования более ранних периодов мы связываемся с музеями. Кроме того, в ателье собрана уникальная библиотека редких иллюстрированных книг по истории костюма и моды. Есть старинные выкройки и чертежи. Часто можно услышать, как в коридорах портные спорят о том, что могла носить мать Сталина или какие платья должны были висеть в шкафу у Маргарет Тэтчер. Молодые сотрудники, к сожалению, больше полагаются на Google и «Википедию», и первое, чему нам приходится их учить, — пользоваться бумажными источниками.
На столах у портных — книги, распечатки, нитки с иголками, подушечки для шитья. Я вижу в комнате всего один не слишком современный компьютер и швейную машинку, притаившуюся в углу под чехлом.
— А где же новейшая портновская техника?
— У нас почти все делается вручную, даже эскизы рисуются от руки. Представьте себе, в 2018 году наши портные стараются соблюдать те же технологии, что и в ателье 1840-го. Здесь считают, что так одежда становится более «живой». Современные мастера слишком полагаются на технику, мы же просто знаем, как избежать ошибок. К примеру, первую копию костюма всегда шьем из дешевого хлопка. Так можно оценить, как одежда сядет по фигуре, что нужно переделать, отрезать или вернуть. Этот способ помогает сэкономить, когда потом работаешь с дорогой тканью. Наши мастера могут так раскроить мужской пиджак, что все обрезки поместятся в наперсток.
Принцип IV: ничего не выбрасывать
В Angels Costumes есть 15 отдельных мастерских и маленьких хранилищ, где можно подобрать все — от короны до пары чулок. В цехе пуговиц и нашивок вдоль стен выстроились шкафы с десятками ящичков. На каждом возле ручки скотчем наклеен образец того, что лежит внутри. Несколько часов назад здесь подшивали военную форму, и сейчас по полу рассыпаны десятки пуговиц. Я хочу взять одну на память. Но Джереми мотает головой: даже сломанная пуговица может пригодиться костюмеру.
— Ну нереально же сохранить все… А что вы будете делать, если целый костюм вернется со съемок испорченным?
— Конечно, мы выставим кинокомпании штраф, но не будем торопиться отказываться от испорченной одежды. В ателье оценят, что можно сделать: исправить повреждения, использовать одежду для роли бедняка или продать костюм фанатам. Любое поношенное платье тоже для чего-то сгодится. К примеру, у моей бабушки истрепались туфли. Папа принес их на склад и через пару лет они пригодились для кинофильма «Леди в фургоне»: обувь подошла Мэгги Смит. Бабушка очень этим гордится. Правда, ее послушать, так она будто бы предоставила актрисе весь гардероб, включая шарф, перчатки и даже, возможно, панталоны.
На выходе из мастерской стоят металлические баки, полные мятой военной формы. На ручке каталки написано «Химчистка № 2».
— Обратите внимание, — говорит Джереми и вытаскивает китель, весь в запекшихся бурых пятнах, — этот костюм побывал на съемках в окопах времен Первой мировой войны и совсем не пострадал. Да-да! Дело в том, что Angels Costumes запатентовали специальный состав, который позволяет имитировать кровь, грязь и травяные разводы. Эти красители легко смываются при обычной стирке. Просто в какой-то момент в семье решили: если в контракте оговорено, что камзол должен быть ветхим и потертым, мы лучше сами его «испортим», чем доверим непрофессионалам.
Джереми показывает на манекен, одетый в алый мундир британского офицера колониальных войск. Плечи и спина камзола сильно выгорели на солнце.
— Мы очень гордимся этой работой. То, что вы видите, — не результат многочасового пребывания под индийским солнцем. Это тоже иллюзия. Но такая едва заметная на первый взгляд деталь может рассказать историю персонажа или даже дать спойлер к содержанию серии. Кстати, о спойлерах…
ИСТОРИЯ
При параде
Уже более 90 лет ателье Angels Costumes одевает киногероев. Их куда больше, чем существующих наград и номинаций. Вот лишь некоторые из популярных фильмов и сериалов (по состоянию на 2018-й. — Прим. Vokrugsveta.ru)
1. «Жилец». 1927
2. «Унесенные ветром». 1939
3. «Живешь только дважды». 1967
4. «Пиф-паф ой-ой-ой». 1968
5. «Заводной апельсин». 1971
6. Сериал «Доктор Кто». С 1974 года, начиная с Четвертого Доктора
7. «Монти Пайтон и священный Грааль». 1975
8. Сериал «Пуаро Агаты Кристи». 1989–2013
9. Сериал «Дуракам везет». 1981–2003
10. «Индиана Джонс и Храм судьбы». 1984
11. «Империя солнца». 1987
12. «Кто подставил кролика Роджера». 1988
13. Сериал «Дживс и Вустер». 1990–1993
14. «Четыре свадьбы и одни похороны». 1993
15. «Титаник». 1997
16. «Спасти рядового Райана». 1998
17. «Дневник Бриджет Джонс». 2001
18. «Мулен Руж». 2001
19. «Гарри Поттер и тайная комната». 2002
20. «Пираты Карибского моря: Проклятие «Черной жемчужины“». 2003
21. «Воображариум доктора Парнаса». 2009
22. «Алиса в Стране чудес». 2010
23. «Железная леди». 2011
24. «Облачный атлас». 2012
25. «Джанго освобожденный». 2012
26. Сериал «Острые козырьки». 2013
27. Сериал «Игра престолов». 4 сезон. 2014
28. «Шпионский мост». 2015
29. «Фантастические твари и где их искать». 2016
30. Сериал «Корона». 2016
31. «Смерть Сталина». 2017
32. «Темные времена». 2017
Принцип V: хранить тайну
Следующий цех весь увешан знаками, запрещающими фотографировать. Джереми просит меня никому не рассказывать о костюмах, которые я здесь увижу.
— Зачем же вы мне их показываете?
— Тонкости юридического контракта. Мы можем показывать свою работу, но не должны разглашать, над каким фильмом работаем. Вы точно не догадаетесь, но кто-то из киноиндустрии по вашему описанию — может. Мой прапрадедушка не знал, что такое защита авторских прав, а теперь в ателье всегда есть работа для юристов.
— Какие еще секреты вы храните?
— Например, время приезда актера на примерку, а также личные параметры звезд. У нас есть специальная книга, куда уже несколько десятков лет записывают мерки клиентов. Там есть имена Джуда Лоу, Джонни Деппа, Мартина Фримана, Леонардо Ди Каприо и другие. Тайна их размеров соблюдается так же строго, как банковская или медицинская. Мы даже фильмам даем кодовые названия, по которым они проходят в документах. «Золотой век», к примеру, фигурировал как «Вирджиния», а «Боевой конь» носил имя «Дартмур». Для киноленты под кодовым названием «Планета льда» мы изготовили 1400 костюмов.
— Это что-то про космос?
— А вот и нет! Но там был корабль и гигантский кусок льда. Уже догадались? Даже не помню, в какой момент у меня на глаза наворачивались слезы: когда тонул Ди Каприо или когда я представлял, сколько времени наши костюмы провели в воде.
— А есть ли у тайн сроки давности?
— Обычно сразу после премьеры наш «обет молчания» перестает действовать, а сдавать использованный гардероб в аренду мы начинаем еще раньше, когда фильм находится на этапе монтажа. Но некоторые студии предпочитают доплатить за то, чтобы мы придержали костюмы еще на год-два после окончания съемок фильма или другого мероприятия. Возьмем, например, Олимпийские игры в Лондоне: для их открытия мы предоставляли десятки платьев и камзолов. Целый год нам нельзя было сдавать их в прокат и говорить о том, что мы занимались их изготовлением. Сейчас все эти костюмы уже на вешалках и распределены по цеху в соответствии с эпохой и цветом платья.
Принцип VI: держать нос по ветру
— Если костюмер просто хорошо делает свое дело, никто не замечает его работу, — считает Джереми. — Получить прибыль можно, если четко улавливаешь конъюнктуру, чувствуешь, куда дует ветер. Мы никогда не упускали возможности заработать: шили для офицеров дипкорпуса во время Первой мировой войны, поставляли смокинги и платья для радиоведущих, одевали сотрудников крупных гостиничных сетей, мастерили одежду для домашних маскарадов королевской семьи и создавали костюмы для Стивена Хокинга.
— А куда ветер дует сейчас?
— В сторону видеоигр, — улыбается Джереми. — Они становятся все более реалистичными, и художникам нужно на чем-то основываться, когда они рисуют придуманных героев. По нашим костюмам гейм-дизайнеры делают фотографии, 3D-модели, сканируют фактуру. Благодаря такому сотрудничеству мы делаем любимое дело и получаем за это деньги.
— Но, следуя за модой, не боитесь ли вы потерять те принципы, которым ваша семья следует уже семь поколений?
— В нашем роду есть традиция: старшего сына называть Моррис или Даниель — в честь основателей Angels Costumes. За 178 лет (к 2018-му. — Прим. Vokrugsveta.ru) у руля стояли семь ангелов (обязательно напишите с маленькой буквы!), еще 15 в ней просто работали. Люди огромной веры, таланта и терпения. Мы творим на стыке магии и камуфляжа, каждый раз заставляя зрителей верить, что перед ними новый человек. Мы меняем актера до неузнаваемости. Мы опережаем время: делаем костюмы для фильмов, которых еще нет. Получается, что будущее — и моды в том числе — начинается в наших залах старого платья.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Великобритания, Лондон
Площадь Лондона 1570 км²
Население 8,8 млн чел.
Плотность населения 5605 чел/км²
Площадь Великобритании 242 500 км² (78-е место в мире)
Население 68,1 млн чел. (22-е место)
Плотность населения 271 чел/км²
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ театр «Глобус», Королевский оперный театр, Музей Гарри Поттера (Warner Bros. Studio Tour London), Лондонский музей кино, Музей Чарлза Диккенса.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА ростбиф с йоркширским пудингом, фишэндчипс, пастуший пирог.
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ джин-тоник, крюшон с фруктами, эль, черный чай с молоком.
СУВЕНИРЫ маскарадные принадлежности от Angels Costumes: костюм далека для ребенка, сутана средневекового монаха, плащ вампира, парик ведьмы, энциклопедия истории костюма.
РАССТОЯНИЕ от Москвы до Лондона ~ 2500 км (4 часа в полете)
ВРЕМЯ отстает от московского на два часа летом, на три часа зимой
ВИЗА британская, оформляется в визовом центре
ВАЛЮТА фунт стерлингов (1 GBP ~ 1,3 USD)
Фото: ANGELS COSTUMES (X14), EVERETT / LEGION-MEDIA (X13), © УЧАСТНИКИ OPENSTREETMAP
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2018, частично обновлен в июле 2023