Есть
За границей
Контора
Кука.
Если
Вас
Одолеет
Скука
И вы захотите
Увидеть мир —
Остров Таити,
Париж и Памир, —
Кук
Для вас
В одну минуту
На корабле
Приготовит каюту,
Или прикажет
Подать самолет,
Или верблюда
За вами
Пришлет,
Даст вам
Комнату
В лучшем отеле,
Теплую ванну
И завтрак в постели.
Горы и недра,
Север и юг,
Пальмы и кедры
Покажет вам Кук.
С. Маршак.
Мистер Твистер
Томас Кук ускорил шаг. В спину ему неслись площадные ругательства. Преследователь нагнулся, вытащил из лежавшей на обочине груды лошадиных костей экземпляр потяжелее и метнул молодому человеку в голову. Удар пришелся в шею. Томас упал. Торопливо поднялся, развернулся к нападавшему и пошел на него. Подействовало: обидчик бросился наутек.
Активисту местного Общества трезвости к подобным коллизиям было не привыкать. На улицах городка Маркет-Харборо, графство Лестершир, где Томас поселился с семьей, подвыпившие хулиганы не раз угрожали ему, а порой даже наведывались к дому и швыряли в окна осколки кирпичей.
В 1830-е годы по всей Британии развернулась общественная кампания по борьбе с пьянством. Активисты ездили по городам с лекциями о вреде алкоголя, раздражая тех, кто пил не от хорошей жизни. Вечер в кабаке за кружкой сидра или джина для многих рабочих стал привычным видом досуга, а также способом забыть о фабричной рутине и вечной бедности. В рядах представителей среднего класса немало было тех, кто злоупотреблял спиртным в качестве социальных напитков. Томас Кук, в прошлом баптистский проповедник, намеревался если не искоренить это зло, то хотя бы отвратить от него как можно больше людей.
Лестершир: есть идея
Июньским днем 1841 года Кук шел пешком 15 миль до Лестера, где должен был состояться съезд Общества трезвости. Мерно постукивая посохом в такт шагам, активист, по обыкновению, размышлял, как бы привлечь в ряды убежденных трезвенников побольше народу. Нужно расширять людям кругозор, но не все хотят учиться. В своей небольшой типографии Томас печатал брошюры о пользе трезвости и распространял их в городе; сотрудничал с вечерней школой для рабочих; устраивал лекции и пикники, но этого казалось мало.
Чтобы вытащить людей из пабов, надо дать им настоящий праздник без алкоголя, рассуждал он. Нужно нечто запоминающееся, способное привлечь всеобщее внимание. И тут Кука осенило: а что если приурочить к съезду Общества трезвости массовую экскурсию на… поезде? Добравшись до Лестера, он поделился этой идеей с собравшимися, и другие активисты ее одобрили.
Кук родился в первое десятилетие XIX века, когда инженер Ричард Тревитик построил и испытал свое изобретение — рельсовый паровоз. В 1825 году начали ходить поезда по первой в Британии и в мире железной дороге общественного пользования для парового транспорта — сорокакилометровому пути между Дарлингтоном и Стоктоном. В 1841-м сеть железных дорог в стране протянулась в общей сложности на 2857 километров, однако многие люди все еще воспринимали поезда как невероятное техническое новшество (так, королева Виктория изумлялась впервые в жизни увиденному паровозу в год восшествия на престол, в 1837-м).
Некоторые относились к ним с опаской: например, бытовало поверье, что езда по железной дороге вызывает приступы безумия, так как перемещение на большой скорости вредно для мозга. Другие — с интересом.
Для жаждущих новых впечатлений британцев железнодорожные компании и другие организации начали устраивать «демонстрационные экскурсии»: в назначенный день сотни пассажиров отправлялись из одного города в другой и обратно, иногда — по случаю определенного события. Например, в 1840 году больше тысячи зевак прибыли на экскурсионных поездах из Уэйдбриджа в Бодмин, чтобы посмотреть на казнь знаменитых убийц. Эту идею и взял на вооружение Томас Кук, приурочив увеселительное путешествие из Лестера к ежеквартальному съезду Общества трезвости в Лафборо.
Руководство компании «Железные дороги центральных графств», заинтересованное в рекламе путешествий на поездах, охотно предоставило транспорт. Кук напечатал афиши и объявления. Записаться мог любой желающий. Билеты туда-обратно продавались со скидкой и стоили один шиллинг для взрослых, для детей — полцены (притом что средняя недельная зарплата работника хлопковой фабрики составляла 10 шиллингов 6 пенсов, по данным историка Сьюзан Мейджор). Кук тщательно продумал каждый этап путешествия, а не только отправку группы и ее возвращение, как тогда обычно делали организаторы экскурсий на поездах.
5 июля 1841 года пять сотен нарядно одетых пассажиров заполонили вагоны поезда и под приветствия многочисленных зевак и провожающих отправились в путь. Возглавлял путешественников Томас Кук с семилетним сыном Джоном Мейсоном. Экскурсантов сопровождал духовой оркестр в униформе, и даже те, кому предстояло проделать эти 19 километров в вагонах третьего класса без крыши и сидений, пребывали в праздничном настроении.
В Лафборо экскурсантов встречала толпа с флагами и тоже с музыкой. Гостей торжественно провели по городу; на рыночной площади трезвенники исполнили гимн, а затем вся толпа проследовала в сады, принадлежавшие одному из активистов Общества. Там был устроен пикник с танцами, крикетом и другими подвижными играми. Именитые борцы с пьянством выступили с речами о пользе воздержания от спиртного для здоровья и кошелька. «Кто уже принес торжественную клятву Общества трезвости — поднимите руки!» — воззвал к присутствующим председатель собрания Томас Кук и огласил предстоящие мероприятия организации. В 22:30 первые «туристы» Кука, переполненные впечатлениями, вернулись в Лестер.
Британские острова: первопроходец турбизнеса
Томас Кук вспоминал, что эта экскурсия «вызвала необычайный интерес не только в Лестершире, но и по всей стране». Он переселился в Лестер и провел для Общества трезвости еще несколько подобных мероприятий, а сделав себе имя, с 1845 года начал организовывать коммерческие туры.
Первая такая поездка состоялась в портовый город Ливерпуль; участникам предоставлялась дополнительная возможность прокатиться на пароходе и подняться на гору Сноудон. Тогда же Томас впервые снабдил клиентов брошюрами со сведениями о местах, которые они собирались посетить, — прототипом знаменитых путеводителей Кука. Ранее у него было несколько разных источников дохода: изготовление мебели, торговля книгами и небольшая типография, а также опрятная гостиница для трезвенников, под которую Томас отвел часть дома. Но довольно скоро организация экскурсий стала основным бизнесом Кука.
Он задумался о более продолжительных и дальних путешествиях, чем однодневные туры, набиравшие популярность в 1840-е, — и решил возить экскурсантов в Шотландию, страну Роберта Бернса и героев книг сэра Вальтера Скотта, культовую для всех романтиков Британских островов.
В 1846 году Кук анонсировал поездку по цене, приемлемой для среднего класса и даже для рабочих, в те края, путешествие по которым доселе казалось роскошью для богатых. Из Лестера еще не было непрерывного железнодорожного сообщения ни с одним из шотландских городов, и Кук с большим трудом договорился, чтобы туристы доехали на поезде до Флитвуда, оттуда добирались на пароходе до шотландского Ардроссана, а затем опять же специальным поездом до Глазго.
Координировать турпоездку с пересадками — задача на грани фантастики в эпоху, когда дистанционная связь в провинции осуществлялась исключительно по почте. Новейшим изобретением электрическим телеграфом тогда была оснащена только железная дорога между Слау и Лондоном. В 1844 году передача по нему в течение 40 минут новости из Виндзора о рождении у королевы второго сына стала сенсацией, доказавшей эффективность технического новшества, и телеграфное сообщение стали развивать.
Экспериментальный тур обернулся неудачей. Поначалу билеты раскупались медленно, а потом вдруг оказалось 350 желающих, и два курсировавших на рейсе парохода едва вместили всех туристов. Мест в каютах не хватало, и большинство пассажиров промучились всю холодную, сырую ночь на открытой палубе.
Подпортило впечатление и то, что на станциях полиция запрещала экскурсантам покидать вагоны поезда. В итоге, хотя в городах Шотландии стараниями Кука им был оказан лучший прием с оркестром, угощением и развлечениями, его завалили жалобами и исками. Популярность туров Кука упала, он понес большие убытки и даже объявил себя банкротом, но к концу 1840-х смог восстановить бизнес и реноме и получил весьма выгодный заказ от организаторов Всемирной выставки в Лондоне.
ЭВОЛЮЦИЯ
Путеводители до Кука
Около 180 года н. э.
Один из первых и наиболее известных трудов древности, которые можно назвать путеводителями, — «Описание Эллады» в 10 томах, составленное греком Павсанием. Античный автор не только суммировал сведения о памятниках архитектуры и искусства Греции из предшествующей литературы, но и дал читателям практическую информацию из собственного «туристического» опыта.
Первая половина IV века
«Бордоский итинерарий» — самый ранний из сохранившихся христианских трактатов такого типа. Итинерарием назывался отчет пилигрима, служащий руководством для паломников по святым местам. Автор трактата описывает свой путь из Бурдигалы (современный Бордо) до Иерусалима и обратно в Европу.
Начало XII века
Игумен Даниил, составивший отчет о паломничестве в Палестину через Константинополь, считается родоначальником древнерусского жанра хождений, путевых заметок с описанием маршрута и иногда с практическими советами.
1611 год
В XVII веке у молодых аристократов Европы вошло в моду завершать образование гран-туром — большим путешествием по нескольким странам. В Британии этот обычай прижился во многом благодаря травелогу Томаса Кориата, написанному по следам его поездки по странам Европы.
1740-е годы
Издан первый путеводитель по достопримечательностям в Российской империи, «Палаты Санкт-петербургской императорской академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры с кратким показанием всех находящихся в ней художественных вещей, сочиненное для охотников, оные вещи смотреть желающих».
Начало XIX века
Английская писательница Мариана Старк в руководствах для путешественников по Италии придумала обозначать рейтинг достопримечательности количеством восклицательных знаков. Эту систему в виде звезд позаимствовало издательство Джона Мюррея, а за ним и другие.
1827 год
Карл Бедекер организовал издательство в Кобленце (Германия), чтобы выпускать унифицированные дорожные справочники — прообразы путеводителей современного типа. Эти путеводители, «бедекеры», — практичные, с актуальными и достоверными сведениями — были очень популярны по всей Европе.
Лондон: Всемирная выставка
«Великая выставка промышленных работ всех народов», запланированная на 1851 год, была любимым проектом принца Альберта, супруга королевы Виктории, и первой в череде международных экспозиций такого рода. Организаторы опасались, что грандиозное мероприятие не окупится, и наняли лучших турагентов для привлечения посетителей со всей страны. В том числе и Томаса Кука, который привозил на выставку туристов из Центральной Англии.
Кук, обычно ограничивавшийся рекомендациями гостиниц, взялся обеспечить клиентам комфортные и недорогие места для ночлега. С этим были серьезные проблемы: владельцы столичных отелей не хотели договариваться с ним на фиксированную сумму, предвидя ажиотаж и взлет цен к выставке. Тогда Кук арендовал на лето большое здание клуба механиков и оборудовал там 1000 спальных мест в отдельных комнатах. Ночевка стоила шиллинг с четвертью. Для освещения выставки Томас Кук начал издавать первый в мире журнал о туризме — Excursionist, который выходил до Второй мировой войны.
Выставка имела невероятный успех: за полгода ее посетили более шести миллионов человек. Из них примерно 165 тысяч гостей столицы приехали на мероприятие благодаря Томасу Куку.
И целый мир: вокруг света
Утвердившись на родине, Томас Кук начал осваивать материк. Особенно популярны были его туры по Швейцарии, а также Италии. Последняя считалась местом паломничества для элиты и богемы, и теперь рафинированных британцев шокировали толпы представителей среднего класса во главе с гидом с замашками проповедника, хлынувшие по улицам Флоренции и Рима.
Сын Томаса, Джон Мейсон Кук, предложил удобную систему туристических купонов: клиент авансом платил за проезд, проживание и питание на маршруте, а потом лишь предъявлял соответствующий документ, не теряя деньги в заграничных обменных пунктах. Это новшество Джон позаимствовал у конкурента Генри Гейза, который не смог эффективно использовать ноу-хау, а у Куков получилось.
Затем настал черед Азии и Африки — Кук начал возить клиентов в Египет и Святую землю. Джон Мейсон осваивал американское направление. Кульминацией достижений Кука-старшего была первая в истории коммерческая кругосветная туристическая поездка, состоявшаяся в 1872 году. Он вывез группу из десяти человек: четверо англичан, четверо американцев, грек и русский. Однако туристической «империей» фирма Кука стала благодаря деловой хватке сына. Джон Мейсон открывал представительства по всему миру, вкладывался в транспорт и отели. В 1896 году контора Кука обслуживала первые Олимпийские игры.
* * *
Агентство «Томас Кук и сын» стало настолько знаменитым и успешным, что до сих пор именно его основателя многие считают изобретателем экскурсий на поездах и пароходах, пакетных туров, путеводителей, хотя в век транспортной революции экспериментами в области массового туризма занимались многие. С 1928 года компания уже не принадлежала потомкам Томаса, что не помешало Самуилу Маршаку сделать всесильного турагента Кука одним из персонажей известного стихотворения о мистере Твистере, написанного в 1933-м. И в наши дни (в 2018 году — прим. Vokrugsveta.ru) компания Thomas Cook Group остается* одним из крупнейших поставщиков туристических услуг: в 2016 финансовом году ее товарооборот составил 7,8 миллиарда фунтов.
* В 2019 году компания Thomas Cook Group прекратила свое существование
Фото: MARY EVANS (X4) / LEGION-MEDIA, DIOMEDIA, ALAMY, MARY EVANS (X6) / LEGION-MEDIA, DIOMEDIA, ALAMY (X2) / LEGION-MEDIA
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2018, частично обновлен в сентябре 2023