В США и Европе вы едва ли встретите непристегнутого пассажира, даже на заднем сиденье. В Африке и Латинской Америке, наоборот, мало кто пользуется ремнями. Причем неважно, новый ли спорткар перед вами или старый ржавый грузовичок, резво везущий по грунтовке каких-нибудь кур в ближайшую деревню.
Фиксация кучера
Это прозвучит довольно странно, но первые ремни безопасности действительно предназначались для того, чтобы удерживать извозчика на месте, которое ему полагается. Появились они в США в 1885 году, и изобретателю даже был выдан соответствующий патент.
В начале ХХ века некое подобие ремней безопасности начали устанавливать в кабинах самолетов. Например, знаменитый французский летчик Адольф Пегу воспользовался этим новшеством, выполняя «мертвую петлю». И примерно тогда же, в первые годы ХХ века, автопроизводители начали задумываться над удерживающими приспособлениями для пассажиров. Так появились «защитные скобы» для тех, кто находился в салоне. Это работало, так как скорости тогда были просто смехотворными.
Подсмотрели в кабине пилота
Современные трехточечные ремни безопасности, которые застегиваются одним щелчком и надежно удерживают водителя и пассажиров на местах, впервые появились на автомобилях шведской компании Volvo в 1959 году.
Первопроходцем стал Volvo PV 544, а гениальным изобретателем, чье имя почти никому не известно, — скромный шведский инженер Нильс Болин. Он размышлял над идеальной конструкцией ремня больше года и многие идеи позаимствовал из авиации — ведь раньше он работал над катапультируемыми авиакреслами. Новые трехточечные ремни позволяли водителю не удариться о руль и приборную панель при столкновении и существенно сокращали риск получения опасных травм. Впоследствии Volvo бесплатно делилась этой технологией с другими автопроизводителями, а в 1985 году германское патентное ведомство отметило изобретение в числе восьми, принесших человечеству самую большую пользу за последние 100 лет.
Пришлось уговаривать
Несмотря на развернутую рекламную кампанию, сами автомобилисты поначалу новых ремней не оценили: приспособления жали, сковывали движения, водителям было неудобно. Правда, в 1972 году появился инерционный механизм натяжения ремней — почти такой же, каким оборудованы машины сегодня. Но даже это не помогло, сработали только штрафные санкции, которые на рубеже 1960–1970-х годов начали вводиться в самых разных странах, от Германии и Японии до Кот-д’Ивуара.
А вообще эксперты советуют каждый раз хорошенько и туго подтягивать ремень, чтобы не провисал. Иначе подушка безопасности, если она вдруг раскроется, может сломать шею, и значение здесь имеют каждые 5 сантиметров.
«Занимательная» физика
Все те же специалисты Volvo, которые провели массу экспериментов, озвучили весьма впечатляющие сравнения. Так, при лобовом столкновении о неподвижное препятствие даже на скорости 25 км/ч вы получаете удар настолько сильный, как если бы вы упали лицом вниз, стоя на стуле; 40 км/ч — вы упали уже с девяти стульев, поставленных один на другой; 60 км/ч — с шестого этажа; 80 км/ч — с девятого. Кстати, на скорости всего в 10 км/ч маленький ребенок на руках у родителей весит почти 200 кг — при столкновении его просто не удержать руками, даже если взрослый пристегнут.
В паре с подушкой
Почти все современные автомобили оснащены раздражающей «пищалкой», которая требует пристегнуть ремень, если водитель забыл это сделать. Некоторые автомобилисты пытаются обмануть устройство, пристегивая ремень за спиной или вообще вставляя в замок ремня заглушку.
Но подушка безопасности, которая иногда срабатывает даже при наезде на незначительное препятствие на малой скорости, выстреливает со скоростью около 300 км/ч. Если бы человек не был пристегнут вовсе, она не раскрылась бы, а так тот, кто находится за рулем, получает мощный удар боксера-тяжеловеса в лицо. Если удастся отделаться сломанным носом и поврежденной челюстью — можно считать, что повезло.
Выбирая место
Многие считают, что самым безопасным местом в автомобиле является то, что располагается за водителем. На самом деле это не так, о чем свидетельствуют результаты многочисленных краш-тестов. Наиболее безопасно среднее место на заднем ряду, но, разумеется, только в том случае, если пассажир пристегнут. В противном случае во время аварии он вылетит головой вперед через лобовое стекло, что ставит под сомнение перспективу его выживания.
Берегитесь подушки!
На самых современных автомобилях старые добрые ремни безопасности работают в связке с новейшими системами активной безопасности. Так, в одной из германских компаний придумали и запатентовали механизм, который автоматически подтягивает ремни за несколько секунд до столкновения, что значительно снижает риск получения травм. То есть водитель или пассажир принудительно помещаются в самую оптимальную позицию и встречают неизбежный удар подготовленными. Данная система получила несколько престижных наград и уже применяется на серийных моделях.
От трех точек к пяти
Для детских кресел и автолюлек используются пятиточечные ремни безопасности, которые надежно фиксируют маленького пассажира и не позволяют ему сползти или высвободиться в процессе движения.
Применяются пятиточечные ремни и для взрослых, например в гоночных автомобилях, где на больших скоростях велик риск получить серьезную травму даже при незначительном ударе о внутреннюю часть салона. Такие удерживающие устройства выглядят внушительно, а свободу движения ограничивают настолько, что даже до бардачка не дотянешься. Иногда в комплекте с пятиточечными ремнями также используется шлем.
***
Фото: ullstein bild / Contributor / Getty Images (в анонсе), Imagno / Contributor / Getty Images, JuergenBosse / Getty Images, UpperCut Images / Getty Images, Amana Images Inc / Getty Images, fStop Images — Caspar Benson / Getty Images, Andrew Milligan — PA Images / Contributor / Getty Images, Manuel Breva Colmeiro / Getty Images, David Jakle / Getty Images