Главное правило камисадо легко запомнить: если вы поставили фишку на красную клетку, то противник должен ходить красной фигурой, — и так для всех восьми цветов. Британец Питер Бёрли придумал этот принцип во сне, а вдохновила его пестрая кафельная плитка на полу в общественной уборной.
Доска поделена на 64 клетки, каждому игроку дается восемь фишек с цветными метками. По замыслу Бёрли, это башни, принадлежащие черным и золотым драконам. В варианте, который выпускает в России фирма «Звезда», это фигурки мудрецов на черных и белых постаментах. Образ бородатого старца как нельзя лучше соответствует духу игры. У персонажей нет оружия, и в камисадо никто никого не ест и не рубит. Путь к победе начинается с обуздания собственной агрессии.
Фигуры ходят только вперед, и отказаться от хода нельзя, поэтому партии в камисадо скоротечны. Дерево вариантов, столь ветвистое в начале, быстро сужается до маленькой развилки, а затем и до единственной веточки. В таких напряженных условиях оставить себе свободу маневра важнее, чем загнать в угол противника. Чтобы обратить силу оппонента против него самого, нужна холодная голова и легкие точные движения, как в японском айкидо. Недаром слово «камисадо» звучит как название восточного единоборства.
Думать «за себя и за того парня» оказывается непросто даже для опытных шахматистов. Начинающие игроки часто признаются, что одержали верх случайно и до последнего момента не могли разглядеть победную комбинацию. Когда каждый твой ход определяет соперник, трудно спланировать серьезную атаку. Эффективная тактика для начинающих — оставлять как можно больше свободы для собственных фигур и ждать ошибки оппонента.
Питер Бёрли изобрел камисадо в 2008 году. Уже в 2009-м игра завоевала титул лучшей абстрактной стратегии для двоих на выставке UK Games Expo и получила ряд престижных наград в игровой индустрии. В 2011-м состоялся первый чемпионат мира по камисадо. Чтобы играть могли все желающие, автор придумал комплект для людей, страдающих цветовой слепотой. В нем цвета на каждой клетке дублируются иероглифами, и такие же иероглифы нанесены на вершины башен.
Успешные военные кампании нередко сравнивают с блестяще разыгранными шахматными партиями. Тренировки по го считались обязательными для военачальников в Японии периода Эдо. Камисадо скорее пригодится мастерам переговоров. Вместо давления — наводящие вопросы, которые предполагают выгодные варианты ответа. Вместо блицкрига — последовательный диалог. Вместо глухой обороны — способность открыться и выслушать. А вместо сжатых зубов — приветливая улыбка. Игра с разноцветными квадратами показывает, что мирным путем можно добиться очень многого.
Камисадо
Игровое поле
Доска размером 8×8 клеток раскрашена в восемь цветов, причем коричневая и оранжевая диагонали непрерывны. Доска располагается так, чтобы оранжевое поле оказалось по правую руку от каждого участника.
Начало игры
Все фигуры размещаются на первой линии, каждая на клетке своего цвета. Право первого хода определяют жребием, начинающий игрок может переместить любую свою фигуру. Все последующие ходы определяются цветом клетки, на которой остановилась ходившая перед этим фигура противника. Так, если башня оппонента остановилась на зеленой клетке, участник должен сделать ответный ход только зеленой фишкой, и никакой другой.
РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ
В камисадо играют матч до 3, 7 или 15 очков. Каждый раз, когда фигура выигрывает раунд, она получает «кольцо сумо». Кольца дают дополнительные очки при подсчете результата партии, а фигура приобретает новые возможности:
1 кольцо: «сумоист» может толкнуть фигуру противника на одну клетку в направлении своего движения, если клетка за нею свободна. Если сделан «толчок сумо», противник обязан пойти фигурой того цвета, на котором оказалась его сдвинутая фигура. «Сумоист» не имеет права перемещаться более чем на пять клеток за один ход.
2 кольца: «сумоист» получает право ходить вбок.
3 кольца: «сумоист» может ходить вбок и назад.
Ходы
Фигура ходит только вперед, прямо или по диагонали на любое количество клеток. Ходить вбок или назад, изменять по пути направление, а также перепрыгивать через другие фишки она не может.
Переход хода
В ситуации, когда избранная башня игрока заперта и не может ходить, очередь возвращается к сопернику, и он обязан сделать ход фигурой того цвета, на котором стоит запертая фигура.
Цель игры
Участник, башня которого достигла последней горизонтали, выигрывает. Ничьих в камисадо не бывает.
Правило тупика
В камисадо возможна ситуация, когда ни один из участников не может сделать ход. К примеру, если зеленая фишка оказалась заблокирована на оранжевом поле, а оппонент, обязанный сделать ход оранжевой фишкой, ставит ее на зеленое поле, откуда также невозможно выбраться. В этой ситуации второй игрок признается виновным, так как он имел возможность выбора, но создал тупик. Этот участник проигрывает партию.
ГЕНЕАЛОГИЯ
Мистер Твистер
Возможно, придумать камисадо изобретателю помогла популярная забава твистер. В этом излюбленном развлечении американских школьников очередность ходов также распределяется по цветам.
В одном из вариантов камисадо вместо «колец сумо» используются «драконьи зубы» — кристаллы, которые ставятся на вершину башни.
Так выглядит классический комплект камисадо, придуманный Питером Бёрли: черные и белые башни на игровом поле размером 8×8 клеток.
Для детей разработан вариант Kamisado Schnupperspiel с доской 6×6, а для тех, кому наскучила обычная версия игры, выпускается продвинутый вариант Kamisado Max с доской 10×10 и фигурами десяти цветов соответственно.
В комплекте камисадо для дальтоников цвета продублированы иероглифами, нанесенными на клетки поля и вершины башен.
Выставка игр UK Games Expo ежегодно проводится в Великобритании. На смотре 2009-го года камисадо завоевала титул лучшей абстрактной стратегии
Играть против компьютера очень сложно — тактика выжидания ошибки с ним не срабатывает.
Фото: МАРАТ КАЗЫКАНОВ, ALAMY (X2) / LEGION-MEDIA, TREMLIN (X2) (CC-BY-SA), GETTY IMAGES
Автор: Дмитрий Скирюк, историк-игровед
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2018